Отказываясь содержать предосудительного гостя, вы в то же время непременно должны взращивать желание совсем противоположного характера, прямо противоположное тому, которое стараетесь уничтожить. Рисуйте в своём воображении противоположное желание, почаще думайте о нём, заставляйте ваш ум с любовью останавливаться на нём, и пусть ваше воображение облечёт его в форму. Думайте о тех преимуществах, которые возникнут для вас, когда вы вполне овладеете им; вообразите, что уже наступил этот момент и что вы исполняете вашу новую роль в жизни во всеоружии вновь приобретённой силы.
Всё это постепенно приведёт вас к тому исходному пункту, когда вы «захотите» обладать этой силой. А затем вы должны быть готовы к следующему шагу, к следующей ступени, которую мы назовём «верой» или «доверчивым» ожиданием.
Но ведь веру, или доверчивое ожидание, не вызовешь по заказу, по крайней мере, у большинства людей, и в таких случаях их надо приобретать постепенно. Многие из читающих эти строки поймут то, что мы пытаемся здесь объяснить, и они будут иметь эту веру, а тем, у которых её не будет, мы советовали бы поупражняться на какой-нибудь пустячной умственной задаче, на какой-нибудь ничтожной черте характера; в такой борьбе победа даётся просто и легко. Затем они перешли бы к более трудным задачам, пока не приобрели бы той веры, или доверчивого ожидания, которые добываются путём настойчивой практики.
Чем больше веры, или доверчивого ожидания, человек вносит в дело воспитания характера, тем более блестящим будет успех. И это на основании точно установленных психологических законов. Вера, или доверчивое ожидание, расчищает умственную тропу и облегчает работу, тогда как сомнение, или отсутствие веры, замедляет её, служит препятствием, камнем преткновения. Сильное желание и вера - вот две первые ступени. Третья - сила воли.
Силу воли мы представляем себе не в виде сжатого кулака или нахмуренных бровей, как многие понимают слово «воля». Воля проявляется вовсе не таким путём. Настоящая воля приводится в действие тем, что мы приобретаем реальное познание нашего истинного «Я». Приказание исходит из этого центра власти и силы. Это голос «Я», необходимый в деле воспитания характера.
Итак, теперь вы готовы для работы, так как обладаете: 1) сильным желанием; 2) верой или доверчивым ожиданием; и 3) силой воли. С таким тройным оружием ничего, кроме успеха и нельзя ожидать.
А затем начинается настоящая работа. Прежде всего следует проложить колею для новой привычки характера. - Как, привычки? - спросите вы... Да, привычки. В этом слове весь секрет этого дела. Наши характеры созданы из унаследованных или приобретённых привычек. Подумайте об этом немного и вы убедитесь в истинности этого. Вы делаете то или другое, нисколько не думая о том, что вы делаете, только потому, что у вас вошло в привычку это делать. Вы поступаете известным образом опять-таки в силу привычки. Вы обыкновенно правдивы, честны, добродетельны, потому что вы создали в себе такие привычки. Вы сомневаетесь в этом... Посмотрите вокруг себя или вглянитесь в ваше собственное сердце, и вы увидите, что некоторые из ваших старых привычек исчезли и появились новые. Воспитание характера есть создание привычек, и изменение характера есть изменение привычек. Вам было бы не лишним запечатлеть этот факт в своём уме, ибо это даст вам ключ к уразумению многого, соприкасающегося с этим вопросом.
И при этом следует помнить, что привычка есть почти исключительно продукт подсознательного мышления. Правда, что привычки берут своё начало в сознательном уме, но раз установившись, они опускаются в глубины подсознательного мышления и затем делаются «второй натурой», которая, кстати сказать, часто бывает сильнее первоначальной природы. Герцог Веллингтон говорил, что привычка в десять раз сильнее натуры, и он вбивал привычки в своих солдат до тех пор, пока они не находили естественным действовать согласно с этими привычками, вбиваемыми в них во время учения. Дарвин рассказывает интересный случай, как привычка взяла верх над разумом. Он был убеждён, что у него так глубоко укоренилась привычка отбрасываться назад при внезапном приближении опасности, что как ни напрягал он силу воли, он не в состоянии был заставить себя стоять, прижавшись лицом к стеклянной клетке кобры в Зоологическом саду, когда змея бросалась на него, хотя он знал, что стекло очень толстое и он не подвергался никакой опасности, и хотя он напрягал всю силу своей воли. Но мы решаемся утверждать, что и от этой сильно въевшейся привычки можно было бы отделаться, постепенно упражняя подсознательное мышление и установив новую привычку в мыслях и действиях.
Работа по прокладке нового умственного пути совершается не только в то время, когда ощущается «хотение» приобрести новую привычку. По мнению йогов, главная часть работы происходит подсознательно в промежутки между приказаниями, и успех достигается именно этим путём, точно так, как и при решении задач, о чём мы подробно говорили в нашем последнем чтении. Как на пример, мы можем обратить наше внимание на некоторые приёмы при культивировании физических привычек. Урок в физическом упражнении, усвоенном учеником вечером, будет гораздо легче исполнен им на следующее утро, чем накануне, и ещё легче в следующий понедельник утром, чем в предшествовавшую субботу, после полудня. У немцев есть поговорка: «Мы учимся кататься на коньках летом, а плавать зимой». Это значит, что впечатление, переданное подсознательному мышлению, расширяется и углубляется во время покоя. Лучше всего часто передавать подсознательному уму сильные впечатления, то есть такие, на которых сосредоточено сильное внимание, о чём мы уже говорили в одном из чтений этой серии, и затем эти периоды чередовать с периодами отдыха для того, чтобы подсознательному уму было время справиться со своей задачей.
Один писатель выразился так: «Посеете действие, пожнёте привычку; посеете привычку, пожнёте характер; посеете характер, пожнёте судьбу», признавая таким образом привычку источником характера. Мы придерживаемся этой истины в деле воспитания детей, насаждая хорошие привычки путём упражнения, надзора и пр. Привычка, когда она уже установилась, действует, как побуждение, так что когда мы думаем, что поступаем известным образом без всякого мотива, мы на самом деле поступает под сильнейшим влиянием какой-нибудь твёрдо установившейся привычки. По словам Герберта Спенсера, «Честный человек делает то, что следует, не сознательно, не потому, что долг велит, а лишь чувствуя простое удовлетворение; и не успокоится, пока не сделает». Нам могут возразить, что если придерживаться идеи о привычке, как об основе характера, то придётся совсем отбросить идею о развитой нравственной совестливости, как говорит, например, об этом Джосая Ройс: «Установление организованной привычки не может ещё само по себе обеспечивать рост просвещённой нравственной совестливости». На это мы сказали бы, что мы неизбежно «хотим» привить себе высокий характер раньше, чем у нас создадутся данные привычки, и вот это-то «хотим» и есть признак скорее нравственной совестливости, нежели привычки. То же самое замечание применимо и к чувству долга, к «сознанию, что я должен поступать так-то». Мысль «я должен» возникает в сознательном уме вначале и побуждает к установлению привычки, хотя эта последняя некоторое время спустя становится автоматичной - материалом для подсознательного мышления, и не имеет никакой связи с «я должен», а уже относится к тому, что нам «нравится».
Таким образом мы видим, что это изменение, воспитание, формирование, создание характера близко соприкасается с установлением привычек. А каков, спрашивается, наилучший способ для установления привычек? На это йоги отвечают: «Представьте себе умственный образ и затем созидайте вокруг него вашу привычку». И в эту сжатую фразу они вложили целую систему.
Всё, что имеет форму, создано вокруг умственного образа - будь это умственный образ какого-нибудь человека, животного или хоть Абсолютного.
Таково правило вселенной, и в деле воспитания характера мы лишь следуем установленному правилу. Когда мы хотим строить дом, мы прежде всего думаем о «доме» вообще, а затем уже думаем о том, какой дом нам надо строить, и наконец, входим в подробности, советуемся с архитектором, и тот составляет для нас план, который и есть его умственный образ, внушённый нашим умственным образом. Когда план выбран, мы обращаемся к строителю, и в конце концов, дом стоит выстроенный, олицетворяя собой объективированный умственный образ. И так с каждой созданной вещью - всё есть проявление умственного образа.
Если вы желаете привить себе известную черту характера, вы должны создать ясный, точный образ того, чем вы желаете быть. Это очень важный шаг. Нарисуйте ясную, точную картину, укрепите её в вашем уме и начинайте строить вокруг неё. Пусть ваши мысли сосредоточиваются на этой умственной картине; старайтесь вообразить, что вы уже обладаете желаемой чертой и проявляете её в действии. Проявляйте её в вашем воображении возможно чаще, настойчиво, постоянно, при всевозможных условиях и обстоятельствах. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре же заметите, что начинаете выражать мысль в действии - объективируете субъективный умственный образ. Вам уже покажется «естественным» действовать всё более и более в согласии с вашим умственным образом, пока, наконец, новая привычка не водворится прочно в вашем уме и не станет вашим естественным способом действия и выражения.
Это вовсе не туманная, призрачная теория, а хорошо известный и доказанный психологический факт, и тысячи людей этим способом достигали удивительных результатов, стараясь исправить свой характер.
Этим путём можно не только возвысить свой характер, но даже отлить в ту или иную форму свою «будничную» личность, чтобы она более отвечала потребностям окружающих и нашим обязательным занятиям. У кого не хватает настойчивости, тот может добыть её; кто подвержен чувству страха, тот может заменить его чувством бесстрашия; у кого недостаёт самоуверенности, тот может приобрести её. Действительно, нет черты характера, которую нельзя было бы развить таким способом. С помощью этого метода людям удавалось буквально «в корень переделывать свою личность». Большим препятствием служило то обстоятельство, что многие не в состоянии были понять, что они могут осуществить эту задачу. Они думали, что им суждено навсегда оставаться такими, какими они были. Они не понимали, что созидательная работа ещё не окончена и что в них самих таится созидательная сила, вполне отвечающая данному случаю. Постигнув эту истину и испытав её на практике, человек становится совсем другим существом. Он считает себя выше окружающей среды и процесса воспитания - он находит, что он вырос из этих условий; он сам служит себе средой и сам воспитывает себя.
|