Лучший способ добиться успеха - следующий: надо брать из собранного материала каждую мысль в отдельности, рассмотрев её с живейшим любопытством, а следовательно, и с величайшим вниманием, так сказать, пропитав её тем и другим, отложив в сторону, к той груде материала, который принадлежит передаче подсознательному мышлению. Затем займитесь следующей частицей и, обработав её таим же образом, так же отложите в сторону. А некоторое время спустя, когда вы уже достаточно ознакомитесь с главными фактами, внимательно исследуйте всю массу в целом, так сказать, сделайте всему материалу «генеральный смотр» и затем опустите его в «люк», в подсознательную область, со строгим приказанием «заняться этим материалом», и с доверием ожидайте исполнения этого приказания.
Такой смотр всего материала способствует созданию яркой «умственной картины», с которой подсознательному уму уже нетрудно справиться. Не забывайте, что вы рассматриваете «мысли», которые должны быть затем обработаны подсознательным умом, и что чем более осязательны и реальны эти мысли, тем легче с ними совладать. Поэтому следует пользоваться всяким приёмом, содействующим превращению мыслей в «реальные» вещи. Достигается же этот результат с помощью внимания и живого интереса.
Если нам позволено будет сделать простое, банальное сравнение, мы поясним нашу мысль, напомнив о варящемся яйце, когда жидкие белок и желток становятся твёрдыми и реальным. Подходящей иллюстрацией может служить и кисточка для бритья, постепенно превращающая жидкую мыльную пену в густую, компактную массу, а также сбивание масла. К этому последнему уподоблению охотно прибегают индусы, желая обратить внимание ученика на тот факт, что если исследовать «мысленный материал» с полным вниманием и с живым интересом, то он превращается «мысленные формы», которые можно обрабатывать также легко, как и материальный предмет. Мы советуем вам хорошенько подумать об этих иллюстрациях, ибо когда вы схватите ту идею, которую мы желаем вам внушить, у вас всегда будут под рукой великие мысленные силы.
Эти подсознательные силы применимы не только при исследовании философских вопросов, но и в каждой области человеческой мысли, и могут быть употребляемы как при решении обыденных задач и работ, так и при более высоком полёте человеческой мысли. И желательно было бы, чтобы каждый из наших читателей проникся убеждением, что в этой лекции мы даём им ключ к громадной умственной силе.
Чтобы ещё нагляднее представить вам, что мы вам предлагаем, мы вам напомним о старинных сказках, где говорится о каком-нибудь бедном сапожнике, столяре, портном, заслужившем своей примерной жизнью расположение добрых фей, которые и являются каждую ночь, когда вся семья предаётся сну, и принимаются за работу, приготовленную рабочим на завтрашний день. Куски кожи превращаются в обувь, сукно в платья, доски склеиваются и сколачиваются гвоздями, из них выходят ящики стулья, скамьи и пр. Но неизменно во всех случаях чёрная работа была уже сделана рабочим накануне.
Вот, именно с этим племенем умственных фей, любящих вас, очень расположенных к вам и очень желающих помочь вам в вашей работе мы и хотим познакомить вас. От вас требуется одно: чтобы вы дали им подходящий материал и сказали, чт`о вы хотите, чтобы они для вас сделали, и они сделают. Но помните, что эти умственные феи не что иное, как часть вашего ума, а вовсе не посторонние существа, как некоторые воображают.
Действительно, многие, случайно открывшие эту способность подсознательного ума разрабатывать задачи и оказывать другие ценные услуги своему владельцу, думали, что помощь в самом деле к ним шла от какого-нибудь другого существа или ума. Иные предполагали, что это - послание друзей из мира духов, другие верили, что какой-нибудь высший ум - Бог или его ангелы - работают на них. Мы здесь не будем касаться сношений с духами или божественных посланий - мы верим и в то, и в другое, хотя и с некоторыми оговорками, - а просто скажем, что по нашему мнению большинство случаев подобного подобного рода могут быть отнесены к подсознательной работе собственного ума данного лица.
Каждый из нас имеет «друга» в своём собственном уме. В действительности этих друзей - десятка два, и все они с восторгом оказывают нам услуги, если только мы позволяем им делать это. Не говоря уже о нашем высшем «Я», к которому мы можем обращаться за утешением и помощью в минуты глубокого потрясения и нужды, у нас в подсознательной плоскости есть невидимые умственные работники, с радостью готовые взять на себя значительную часть нашей умственной работы, если только мы приготовим им материал в надлежащей форме.
Очень трудно дать точные указания для достижения этих результатов, так как успех много зависит от разных обстоятельств, сопровождающих каждый данный случай, но мы можем с уверенностью сказать, что главное условие - «отлить материал в форму» и затем передать его подсознательному уму тем путём, о котором мы только что говорили. Теперь рассмотрим слегка несколько случаев, к которым этот принцип может быть применим.
Предположим, например, что вы находитесь в большом затруднении, какого образа действия держаться в известном деле. Каждый из открывающихся перед вами двух или нескольких путей имеет и свои хорошие, и свои дурные стороны, в которых вы не в силах разобраться. Чем больше вы стараетесь, тем больше вы запутываетесь. Наконец, эта работа настолько утомляет ваш ум, что он начинает обнаруживать признаки того состояния, которое можно назвать «умственной тошнотой». Это состояние известно каждому, кому приходилось долго углубляться в подобные думы. А между тем обыкновенно человек настойчиво продолжает трудиться над этой задачей, несмотря на утомлённое состояние ума и его явное отвращение к разбираемого вопроса, и надрывается над ним и денно, и нощно. Но это большая нелепость с его стороны. Ум сознаёт, что эта работа должна быть исполнена другой частью его самого - так сказать, его пищеварительным аппаратом, - и совершенно естественно возмущается, что ему вместо последней, окончательной отделки, навязывают чёрную работу.
Разбираемая нами здесь теория гласит, что в данном случае человек должен прежде всего стараться успокоить свой ум, унять его, а затем привести весь материал в порядок: как главные части, так и второстепенные, расставить их по местам и медленно, внимательно и с большим интересом к каждой подробности произвести им смотр, отнюдь, однако, не пытаясь прийти к какому-нибудь решению или заключению. После смотра ему остаётся усилием воли передать весь вопрос в подсознательный ум, мысленно представив себе, будто он в самом деле опускает его в люк, и в то же время отдать приказание: «Займись этим вместо меня».
Затем, опять-таки усилием воли, вы должны удалить всю эту задачу из своего сознательного ума. Вначале это, может быть, и покажется трудновато; однако, упражняясь, вы вскоре приобретёте это искусство, если будете часто повторять утверждение вроде следующего: «Я удалил этот вопрос из моего сознательного ума, и мой подсознательный ум займётся им для меня». При этом вам следует стараться внушить себе полное доверие к успешному решению вопроса и нисколько не тревожиться о нём. И это опять-таки достигается практикой - два-три удачных решения, и в вас само собой внедрится чувство доверия к успеху. Всё дело в терпении и настойчивости. А потрудиться стоит - добившись этого искусства, вы уже будете смотреть на него, как на неожиданно найденное сокровище. Не говоря о главном результате, уже одно чувство спокойствия, удовлетворённости, доверия, снисходящее на каждого, применяющего этот метод, само по себе заставит забыть все хлопоты. При этом прежние мучения, волнения, раздражения отходят в область прошедшего и почитаются остатками варварства. Новый путь открывает мир новых чувств и удовлетворения.
Иногда задача разрабатывается подсознательным умом очень быстро; мы знаем примеры, когда ответ получался почти мгновенно, в роде наития. Но в большинстве случаев требуется время. Подсознательный ум работает очень скоро, но сколько времени надо употребить, чтобы распределить надлежащим образом мысленный материал и придать ему желаемые формы! Лучше всего отложить решение вопроса до следующего дня - выспаться, прежде чем принять какое-нибудь важное решение. Не даром говорит пословица: «Утро вечера мудренее».
Если решение не явится на следующий день, верните всю задачу в сознательный ум для нового рассмотрения. И вы тотчас же заметите, что вопрос значительно выправился, выяснился и начинает принимать окончательную форму. Но здесь-то именно и важно не впасть в ошибку: не вздумайте снова рассматривать его во всех мелочах и подробностях, не расчленяйте его, не старайтесь обработать его вашим сознательным умом, но с вниманием м интересом осмотрите его в новом виде, а затем верните его в подсознательный ум для дальнейшей работы. И с каждым разом вопрос будет всё более и более выясняться и работа совершенствоваться. Но и здесь надо быть очень осторожным и не поддаваться нетерпению новичка - не следует часто возвращаться к вопросу, чтобы видеть, что с ним сталось, как это было с тем мальчиком, который посеял семена и каждый день выкапывал их, чтобы посмотреть, пустили ли они ростки и на сколько всходы поднялись. Выждите, чтобы работа созрела сама собой.
|