Субстанция ума называется по-санскритски «читта», а волна, проходящая по читте (каковая волна представляет соединение ума и энергии), называется «вритта» - слово, означающее приблизительно то, что мы называем мыслью. Другими словами, вритта значит «ум в движении», тогда как читта есть «ум в покое». В буквальном переводе «вритта» значит «вихрь в уме», именно то, чем в действительности является мысль.
Но мы должны в этом месте обратить внимание читателя на тот факт, что слово «ум» употребляется йогами и другими оккультистами в двух значениях, и что читатель должен составить себе ясное понятие о каждом значении, чтобы не смешивать их друг с другом и быть в состоянии более точно уяснить два аспекта того, что желают выразить словом «ум». В первом своём значении слово «ум» употребляется, как синоним читты, или субстанции ума, которая есть мировое начало ума. Из этой читты, субстанции ума, получается весь материал для миллионов индивидуальных умов. Второе значение слова «ум» есть то, что мы разумеем, говоря об уме кого-нибудь одного, то есть умственные способности данного лица, которыми он отличается от другого лица. Мы говорили вам, что этот «ум» в человеке действует на трёх плоскостях, и его проявления на трёх плоскостях мы называли: 1) инстинктивным умом; 2) интеллектом, и 3) духовным умом (см. «Основы миросозерцания индийских йогов») Функции ума на этих трёх плоскостях образуют то, что мы называем умом человека, или точнее, собираясь вокруг «Я», эти функции образуют душу индивидуума. Слово «душа» часто употребляется, как синоним «духа», но читатели, следившие за нашей мыслью, понимают разницу. Душа есть «Я», окружённое его ментальными началами, тогда как дух есть душа души, «Я», или истинная наша сущность.
Наука раджа-йога, которой посвящена эта книга, учит господству над умом. Это её основной принцип. Она утверждает, что первый шаг к власти состоит в достижении управления собственным умом. Раджа-йога говорит, что прежде чем начинать борьбу с внешним миром, надо победить внутренний. Она утверждает, что «Я» проявляется в воле и что этой волей можно пользоваться для того, чтобы вести, направлять и направлять ум её владельца, точно так же, как и явления в физическом мире. Раджа-йога стремится удалить весь умственный мусор, уничтожив всё, что мешает правильной работе ума, и создать светлый, ясный и здравый ум. Затем раджа-йога учит, как управлять умом разумно и продуктивно, сохраняя всю неправильно расходуемую силу, и при помощи сосредоточения приводить ум в полную гармонию с волей для того, чтобы держать его в фокусе, увеличивая таким образом его силы и производительность. Сосредоточение и сила воли служат для йогов средствами, при помощи которых они достигают таких удивительных результатов, управляют и направляют свои сильные, здоровые умы и господствуют над материальным миром, действуя на энергию и материю. Эта власть распространяется на все плоскости ума, и йоги управляют не только инстинктивным умом, держа в подчинении его низшие свойства и пользуясь для своих целей другими его свойствами, но в то же время они развивают и расширяют свой интеллект и получают от него удивительные результаты. Они подчиняют себе даже духовный ум, содействуют его развитию и заставляют перейти в поле ясного сознания некоторые из удивительных тайн, лежащих в его области. При помощи раджа-йоги многие тайны существования и многие загадки вселенной были раскрыты и разгаданы. Скрытые же силы человеческой природы, благодаря раджа-йоге, раскрываются и начинают действовать. Говорят, что достигшие высших познаний в этой науке обладают такой силой и властью над силами вселенной, что являются почти богами в сравнении с обыкновенным человеком.
|