Несмотря на то что использование психического тренинга в качестве средства совершенствования двигательных навыков было всего лишь смелой гипотезой, исследования по данной теме превратились в широкую междисциплинарную область. Они показали, что определенные навыки могут быть усвоены простым "проигрыванием" в уме соответствующей ситуации. Эффект усиливается, когда психическая практика сочетается с физической. Каким же образом простое воображение помогает лучше выполнить какую-то работу? Когда люди выполняют определенные действия во сне, такие, как пение или игра в теннис, их мозг и тело реагируют на это, как на реальность, за исключением мышечного аппарата, который в БДГ-сне парализован. Очевидно, нервные импульсы от мозга к телу продолжают идти, причем они аналогичны, если не идентичны, тем, которые сопровождают эти действия в бодрствующем состоянии. Подобным образом исследователи мысленных образов выяснили, что яркие воображаемые события вызывают иннервацию мышц, которая аналогична вызываемой реальным участием в этих событиях. Например, Ричард Суинн фиксировал электрическую активность в ногах горнолыжника, когда тот мысленно представлял себе процесс спуска. Он установил, что мышечная активность лыжника изменялась в соответствии с профилем трассы, то есть была более высокой, когда он проходил повороты и неровные участки.
Возможно, мысленный тренинг улучшает двигательные навыки благодаря установлению соответствующих нейронных связей.
Однако существует важное различие между воображаемым действием и видимым во сне. Когда мы бодрствуем, нервные импульсы, идущие к мышцам, должны каким-то образом видоизмениться, чтобы не дать нам выполнить воображаемое действие. Если бы это было не так, то подумайте, что происходило бы в тех случаях, когда вы о чем-нибудь начинаете мечтать. Скажем, в жаркий день вы сидите за рабочим столом, и вам приходит мысль, как здорово было бы нырнуть в озеро. Если бы нервные импульсы, вызванные вашей фантазией, дошли до мышц в неизменном виде, вы могли бы сломать себе шею, нырнув под стол. В быстром же сне, когда по одному нервному каналу к мышцам идет команда на сокращение, по другому каналу им передается блокирующий импульс. Причем нервные импульсы, подаваемые мышцам во сне, могут быть такими же интенсивными, как и в бодрствующем состоянии. Таким образом, осознанное сновидение может оказаться более мощным средством развития моторных навыков, чем мысленные образы, создаваемые в состоянии бодрствования. И причиной этому не только живость образов, но и физиологические условия БДГ-сна, являющиеся идеальными для установления нервных связей без движения. Образы или осознанные сновидения дают возможность спортсменам выполнять даже те движения, к которым их физическое тело еще не готово, обеспечивая тем самым нервный и психический базис для дальнейшего совершенствования, (то есть спортсмену остается подготовить только мышцы). Поль Толи, спортивный физиолог, первым провел исследования, по использованию осознанных сновидений для совершенствования спортивных навыков.
Он же разработал несколько рекомендаций на эту тему. По его утверждению, "сенсомоторные навыки, уже развитые на элементарном уровне, могут быть усовершенствованы с помощью осознанных сновидений". Если вы более или менее знаете, как махать битой, скакать через барьеры или жонглировать тремя мячами, то практика во сне поможет вам сделать это лучше. Толи считает, что освоив тот или иной навык, вы можете с помощью осознанных сновидений совершенствовать его схему перед непосредственным выполнением. Кроме того, по его мнению, спортсменам, особенно в видах спорта, связанных с риском, следует в осознанных снах, помимо отработки оптимальных движений, вырабатывать гибкость поведения в необычных или стрессовых ситуациях. Далее Толи высказывает гипотезу, что осознанное сновидение может повлиять на физическую форму спортсмена косвенно, путем улучшения его психического состояния: "Изменяя структуру личности, осознанное сновидение может привести к улучшению формы и более высокому уровню достижений в спорте". Главной задачей, по его мнению, является смена "эгоцентрической установки", которая уводит восприятие в сторону от цели, на более гибкую ситуационно-ориентированную установку. Горнолыжник, ум которого занят тем, как победить соперника, с большей вероятностью потеряет равновесие, наехав на незамеченный бугор, чем тот, который научился расслабляться, внимательно следить за рельефом местности и чутко реагировать на непредвиденные обстоятельства. Толи отмечает, что такое смещение установки с "эго"-ориентированной на ситуационно-ориентированную полезно не только в спорте.
|