Йога: (санскр., буквально - связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Йоги: параллелизм микрокосма - человеческой психофизиологии - и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Йоги: подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), - самадхи. На основе идей и понятий Йоги развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Йоги получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.
2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в "Йога-сутре" Патанджали (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.). Основная идея - достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва - уравновешенность, раджас - активность, тамас - инертность). В Йоге Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.
3) Йога как форма последовательного умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Йога). Эта разновидность Йоги, получившая наименование раджа-Йоги, даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.
В новое и новейшее время в Йоге получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Йоги, наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Йоги - конец 19 в.) и Йогананда (40-50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Йоги, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.
Йога - в широком смысле - религиозно-политическое учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством с помощью системы упражнений, ведущих к состоянию духовной гармонии и блаженства.
Йога - в узком смысле - учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.
|