Расцвет скульптуры высокой классики был связан с двумя именами выдающихся мастеров, а именно Фидием и Поликлетом.
Фидий являлся руководителем при создании Афинского акрополя. Ему же принадлежит и скульптурное убранство Парфенона. И здесь в первую очередь необходимо сказать о двенадцатиметровой статуе Афины Парфенос (447-438 гг.), о которой нам известно по нескольким сохранившимся уменьшенным римским копиям. Афина стояла в парадном одеянии, опираясь на большой круглый щит. У ног её расположилась змея - символ мудрости, на правой же вытянутой руке - фигурка богини победы - Ники. На её щите была изображена битва греков с амазонками - легендарными девами-воительницами. Примечательно, что среди греков Фидий изобразил также себя и любимого им Перикла, за что и был обвинён в безбожии.
Фидием и его учениками были также украшены барельефами оба фронтона Парфенона. Основная тематика здесь - это мифологические и героические сюжеты.
К началу второй половины V в. до н.э. художественная жизнь процветала не только в Афинах, но и в других греческих городах. Из города Аргоса в Пелопоннесе происходил совремнник Фидия - Поликлет. В его творениях проявился особенный интерес к изображению спокойно стоящего человека. Самая известная статуя Поликлета - "Дорифор" или "Копьеносец", совершенное воплощение мужественного идеала доблестного воина-гражданина.
|