Говоря о фесценнинах, или сатурах, мы тем самым коснулись и вопроса о зарождении римского народного театра. Как и в Греции, он, по-видимому, возник из праздничных игр по случаю сбора урожая. Пение и танцы хора сопровождались кое-какими элементами шутливого драматического действия. Но эти зародыши латинской, шире говоря, - италийской народной комедии в III в. были вытеснены официальным театром, появившимся под греческим влиянием. Только пережитки этих древних карнавалов сохранились в ежегодном римском празднике Сатурналий, посвященном богу посева Сатурну (в декабре). Праздник, длившийся 7 дней, сопровождался необузданным весельем, пьянством, обжорством, половой распущенностью и однодневным "освобождением" рабов, когда они сидели за столом, а господа им прислуживали, - в знак того, что в "золотом веке Сатурна" не было никаких различий между людьми.
Лучше сохранился другой вид народного театра, так называемые " ателланы ", получившие свое имя от городка Ателлы в Кампании. Это были небольшие фарсы, напоминавшие греческие мимы и разыгрывавшиеся городскими ремесленниками. Пьесы были очень несложны, переполнены грубыми остротами и шутками и выполнялись экспромтом, без заранее написанного текста. Только много позднее, в эпоху Суллы, ателланы получили литературную обработку.
Постоянными персонажами ателлан были: Папп - старый скряга, которого все надувают; Доссен - горбатый шарлатан и плут; хитрый и пронырливый Макк, и Буккон - назойливый болтун и блюдолиз.
|