Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом. Их краткость и простота и по сей день восхищают юристов.
Ряд параграфов Законов посвящен охране чистоты города и здоровья его жителей. Так, в таблице X определяются правила погребения умерших:
1. Пусть мертвых не хоронят и не сжигают в городе:
5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть настигла на поле битвы или на чужбине:
9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания "
Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на выборных чиновников - эдилов, которые следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ.
Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы - клоаки. Наиболее известная из них cloaca mahima функционирует и по сей день. Она входит в современную систему римской канализации. Как правило, клоаки открывались непосредственно в реку Тибр. Вот почему в IV в. до н. э. Воду из этой реки было запрещено использовать в качестве питьевой.
Подземные источники и небольшие речки не могли обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков - каменных арочных мостов и подземных труб для подачи воды из горных источников.
Акведуки не являются изобретениями римлян, которые заимствовали эту идею на востоке во время завоевательных походов. Так, еще в VII в. до н. э. В Ассирии в период правления Синнанхериба при строительстве ирригационной системы около Ниневии были сооружены плотина, два водохранилища, канал длиной 48 км. И арочные мосты для проведения воды над ущельями. Во времена римского господства акведуки стали строить как в восточных, так и в западных провинциях империи.
Римские водопроводы обнаружены и при раскопках римских колоний. Так, в Херсонесе было открыто 6 линий подземного водопровода из гончарных труб. Построенный римлянами 18 веков назад, этот водопровод в течение столетий подавал городу чистую питьевую воду с Балаклавских высот за 6 - 10 км. Его водой пользовались во время Крымской войны 1854- 1855 г., а одна из линий древнего херсонесского водопровода и по сей день подает воду в г. Севастополь.
Самыми величественными являлись акведуки г. Рима. Первый из них протяженностью 16,5 км был построен еще в 312 г. до н. э. Цензором Аппием Клавдием. Его так и назвали - Аппиевым. Сорок лет спустя был воздвигнут второй водопровод длиной 70 км. В 144 г. до н. э. Был построен третий акведук, который действует и поныне. Его длина - 61 км, из них последние 10 шли по арочным мостам.
В начале 1 века н. э. В Риме действовало 11 акведуков общей протяженностью 436км, из них 55 км - на арочных мостах. В сутки они давали городу 1,5 миллиона кубических метров чистой питьевой воды с Сабинских гор. ":Четырех из них достаточно, чтобы полностью обеспечить водой современный Рим". В пересчете на душу населения в столице Римской империи ежедневно потреблялось от 600 до 900 л воды. Для сравнения заметим, что в дореволюционном Петербурге на душу населения подавалось 200 л воды в сутки.
Акведуки охранялись законами. Контроль над техническим состоянием этой колоссальной водопроводной сети осуществляло специальное водное ведомство. За умышленную порчу водопроводных труб и водонапорных башен на виновного налагали крупный штраф. Если же повреждение было сделано без злого умысла ненамеренно, то виновный должен был немедленно его ликвидировать.
Колоссальное количество воды, которое потреблял Рим в период своего расцвета, распределялось между императорским дворцом, общественными учреждениями (термы, рынки, склады, сады, амфитеатры) и многочисленными фонтанами, которых было более 600. В частные дома вода, как правило, не подавалась. Ее или покупали у водовозов, или ходили за ней к фонтанам. Отсутствие в доме воды имело своим следствием и отсутствие канализации в жилых кварталах: римляне "пользовались общественными уборными или выносили мусор на соседнюю кучу, а то просто выбрасывали из окошка на улицу". В этом плане выгодно отличается цивилизация Древней Индии: еще в середине III тысячелетия до н. э. в г. Мохенджо-Даро в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и трубы для отвода нечистот в магистральные каналы.
Широкое распространение римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, в столице Риме и небольшом городке Помпеях.
Первые термы в столице - г. Риме - были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Многие богатые римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для их содержания они выделяли специальные поместья. Таким образом, в Риме были не только частные, но и общественные бани, которые принадлежали городу. К концу I в. до н. э. их число достигало 170, а в IV в. н. э. их было уже около тысячи. Пропускная способность столичных терм, как отмечает Ч. Камерон, позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.
Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из великолепных сортов мрамора. Внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или подогретой водой. В термах имелись помещения для раздевания, физических упражнений и натирания маслами, горячая баня и бассейны с теплой и холодной водой. Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из белого мрамора. Почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи. В термах найдено большое количество произведений античного искусства: статуи Геркулеса и флоры, Фарнезский бык и группа Лаокоона, торс Аполлона Бельведерского и другие шедевры, украшающие сегодня музеи различных стран мира.
Яркое представление о римских термах того времени дают строки из письма римского политического деятеля, философа и писателя Луция Аннелия Сенеки: "Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора: если вода льется не из серебряных кранов: теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться и загорать, если нельзя из ванны видеть и поля и море:"
Римские термы были не только гигиеническими сооружениями - они являлись также общественными и культурными центрами. При них располагались библиотеки, залы для пиров и собраний, где часами дискутировали философы.
Организация медицинского дела.
В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста: "Капуста из всех овощей - первая. Ешь ее вареной и сырой: она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего: Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам: она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз:"
Катон был ярым противником греческой медицины и ее внедрения в Риме, считая ее выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степени способствовала застою в развитии медицины в Древней Италии. Первыми врачами здесь были рабы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.
Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимала его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением. Среди римских отпущенников были выдающиеся и политические деятели, врачи, писатели и архитекторы.
В конце III - начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали "живодером" и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской империи стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.
Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содержать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 - 10 крепких молодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.
После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде "De re rustica" ("О сельском хозяйстве") писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице больных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.
Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей - архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание "Врач, утвержденный государством". Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвергался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.
Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них основал Асклепиад.
Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобождались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыжесечение или камнесечение.
Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей перед государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача.
|