В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. О характере живописных портретов дают в известной мере представление так называемые фаюмские портреты I-III вв. н.э., названные так по местечку Эль-Фаюм, оазиса, в восточно-римской провинции Египта.
Живописный портрет развивался в Эль-Фаюме под воздействием эллинистически-римского искусства. Он сохранял здесь ещё культовое назначение, продолжая тем самым традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в мумию или, иногда, выставлялся в атриуме, обрамлённый рамой круглой или четырёхугольной формы.
В фаюмских портретах обращает на себя внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментом - жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся как возрастные, так и этнические особенности различных народов, населявших в то время Египет.
Примечательно, что в конце II-III вв. н.э. в фаюмских портретах появляются черты известного схематизма. Вместе с тем усиливается воздействие местной древнеегипетской традиции. Формы начинают передаваться плоскостно, а черты лица воспроизводиться дробным орнаментальным рисунком. Всё это, несомненно, предвосхитило иконопись Византии.
В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. - самая непродуктивная полоса в её истории. Римская империя ещё продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными, так сказать, островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.
|