По йоговской традиции в теле человека имеется 7 чакр. Мы не будем спекулировать об их природе или эзотерической функции, отметим только, что если использовать эти места в теле человека для медитации на них или лечения больного, то достигаются удивительные эффекты.
Самая главная чакра - сахасрара или теменная чакра. Она подобна диску, лежащему под теменной костью. Ее проекция для медитации находится на два-три пальца выше головы, над теменем.
Вторая чакра - аджна. Она тесно связана с сахасрарой, как говорят, они имеют общий корень. Положение ее проекции относят к точке, находящейся между глаз на расстоянии примерно двух пальцев выше бровей и двух пальцев в глубину, так что глаза и аджна образуют равнобедренный прямоугольный треугольник. В европейской традиции аджну называют также "третьим глазом". Это название несет очень глубокий смысл.
Третья чакра - вишудха или горловая чакра. Ее корень находится в верхнем отделе позвоночника, а ее проекция практически совпадает со щитовидной железой.
Четвертая чакра - анахата или грудная чакра. Ее корень в грудном отделе позвоночника, а ее проекция - спереди в центре груди, на уровне сердца. Ее еще называют сердечной чакрой, впрочем, без достаточных оснований.
Пятая чакра - манипура или пупочная чакра. Она имеет две проекции. Корень, как всегда, в позвоночнике, а проекция - два-три пальца ниже пупка, а вторая - четыре пальца выше пупка.
Шестая чакра - свадхистана. У нее тоже две проекции. Одна находится на четыре-пять пальцев ниже пупка, другая - в глубине под половым членом (клитором, соответственно).
Седьмая чакра - муладхара или корневая чакра. Ее проекция находится между половым органом и задним проходом, два-три пальца в глубину тела.
Степень развития отдельных чакр отражает психологические особенности человека.
Так, человек с хорошо развитой сахасрарой наделен интуицией, позволяющей ему даже при недостатке информации прекрасно ориентироваться в любой ситуации.
Развитая аджна дает способность к глубокой концентрации на одной проблеме, что, например, необходимо для занятий наукой. Ученые, особенно математики, часто имеют гипертрофированную аджну.
Развитая вишудха дает способность к эстетическому восприятию. Эта чакра художников и артистов.
Анахата дает способность глубоко любить.
Манипура дает жизненную энергию, иногда со склонностью к гневливости.
Свадхистана также дает жизненную энергию и отвечает за репродуктивную функцию.
Муладхара дает психическую устойчивость, твердость, внутреннее чувство опоры. С муладхарой ассоциируют особую силу - кундалини, которую индусы видят в образе свернувшейся змеи. Освобождение этой силы, которая из муладхары попадает в сахасрару, приводит к самадхи (маха-самадхи) - цели большинства ветвей йоги.
Согласно йоге, правильная медитация на чакре, точнее на ее проекции, чакру развивает, обогащая ученика вышеупомянутыми способностями.
В теле также имеются три основных канала-нади: проходящий в центре позвоночника - сушумна, несколько слева от позвоночного столба - ида и несколько справа - пингала. По этим каналам циркулирует "тонкая энергия", и они связывают чакры друг с другом. По сушумне, в норме, поднимается "змей-кундалини", достигая сахасрары.
Имеется также множество других второстепенных каналов, многие из которых также начинаются в муладхаре и кончаются в сахасраре. Они проходят по передней части тела. Однако возгонка кундалини по ним считается неправильной и приводит к болезням.
Важной частью йоги является прочистка многочисленных каналов и "открытие" чакр для циркуляции потоков "тонкой энергии". "Загрязнение" каналов также может быть причиной различных болезней.
Есть также большая группа полуатрофированных каналов, сходящихся вблизи пупка. Возможно, это остаток энергосистемы, связывавшей плод с матерью. Некоторые ветви йоги занимаются оживлением этой энергосистемы для гармонизации человека и развития способностей.
|