|
Может быть, вы уже обратили внимание на то, что пока мы очень редко употребляли слово "дисциплина". На самом же деле вся эта книга целиком посвящена дисциплине, потому что, как было сказано в главе 1, дисциплина - не что иное, как продукт доверия, существующего между родителями и ребенком. Одно из преимуществ предлагаемого нами стиля воспитания, при котором возникают неразрывные связи между родителями и ребенком, - это возможность действительно узнать собственное дитя, а значит, понять, что скрывается за тем или иным его поступком. В результате становится легче направлять поведение вашего малыша в желательном для вас направлении.
Во время медицинской проверки 18-месячных детей их матери зачастую спрашивают: "Не пора ли приучать моего малыша к дисциплине?" Эти матери не понимают, что все их поступки в общении с ребенком имеют непосредственное отношение к дисциплине. Ведь она, по нашему мнению, начинается с рождения и включает абсолютно все ваши взаимодействия - от первого плача ребенка и до его первого "нет". Однако понятие дисциплины может иметь различное значение на разных этапах развития.
Дисциплина начинается с рождения
Дисциплина - это стиль отношений, а не список определенных методов. Первый ее этап - этап тесного взаимодействия - начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока вы и ваш ребенок растете вместе. Три главные характеристики того стиля воспитания, который предполагает тесный контакт с ребенком (вы кормите его грудью, переодеваете при необходимости и отвечаете на подаваемые им сигналы), собственно говоря, и являются вашими первыми дисциплинарными действиями. Ребенок, находящийся на другом конце связи, чувствует себя хорошо, а значит, и ведет себя подобающим образом. Дети, воспитываемые в таком стиле, более восприимчивы к авторитету, поскольку представление о нем основывается у них на глубоком доверии к родителям. В первые же месяцы жизни они убеждаются, что мир, в который они пришли, - приятное и заслуживающее доверия место пребывания.
Родители, практикующие такой стиль воспитания, вырабатывают у себя умение чувствовать, что хочет и что может их малыш на каждой стадии развития. Со временем эта способность проникать в мысли собственного чада совершенствуется, благодаря чему им удается понимать скрытые причины его поведения. Тесно связанные друг с другом ребенок и родители постепенно как бы врастают в систему дисциплинирующих отношений. По мере укрепления этих отношений родителям легче дать понять ребенку, какого рода поведения они ждут от него, да и малыш лучше воспринимает эти родительские пожелания. Короче говоря, родителям легче задать определенные дисциплинарные нормы, а ребенку - их воспринять и выполнять. Постоянно убеждаясь в правильности своих собственных методов воспитания, они не будут в отчаянии бросаться к специальным книжкам или обращаться к "опытным" советчикам. Если вы будете открыты для ребенка и отзывчивы по отношению к нему, вам не придется замыкаться в рамках каких-то искусственных дисциплинарных методов. Напротив, вы сможете изменять и подстраивать поведение вашего ребенка на каждой стадии его развития к определенным семейным обстоятельствам.
Воспитание дисциплины - один из элементов вскармливания ребенка (образно говоря, он ее всасывает с молоком матери). При этом мать и ребенок тесно взаимодействуют уже по определению, значит взаимно формируют свое поведение, лучше узнают и больше доверяют друг другу. Такой тесный контакт можно назвать периодом "установки ограничений".
Установка ограничений
В своей семье мы стараемся устанавливать взаимно приемлемые ограничения, которые не только помогают дисциплинировать детей, но и позволяют родителям жить нормальной жизнью. На данном конкретном этапе дисциплина - это способность внушить ребенку, какого поведения вы от него ожидаете и что не приемлете, какие выгоды можно извлечь из хорошего поведения и каковы последствия плохого. Кроме того, дисциплина предполагает, что вы будете последовательно воплощать все эти установки в жизнь. Дисциплина - это ваша совместная с ребенком работа; чем глубже вы проникнитесь ощущениями своего ребенка на начальной стадии его вскармливания, тем проще и увереннее будете себя чувствовать на следующем этапе, связанном с установкой ограничений.
Что такое нормальное развитие 2-летнего ребенка. В главе 22 мы уже обсуждали, что такое нормальное поведение ребенка, только научившегося ходить. Связывая воедино поведение ребенка с уровнем его развития, вы не будете требовать слишком многого от вашего несмышленыша. Большую пользу вам принесет общение с более опытной матерью и ее ребенком. (К тому времени, когда вашему малышу исполнится 4 года, ваша образованность в "детских науках" будет на уровне выпускника колледжа.) Детям нужны такие границы, которые учитывают их реальные возможности, а они различны на каждом этапе развития. Так, 12-месячному малышу можно и должно предъявлять определенные требования, но они будут совсем иными для 2-летнего ребенка. Около 9 месяцев от роду дети начинают показывать вам, что у них есть свое собственное мнение, и оно не всегда совпадает с вашим. Запомните, что сильная воля - признак хорошего здоровья. Малышу очень нужна сильная воля, чтобы пройти все вехи развития и добиться нужных результатов в последующие месяцы и годы жизни. Если у ребенка нет воли, он не сможет преодолеть возникающие препятствия и выполнить задуманное.
Как дисциплина ребенка от опасностей
На ранних этапах моей родительской карьеры я частенько испытывал желание отшлепать ребенка, и мне казалось, что в некоторых ситуациях (например, если возникает угроза жизни) это оправданная мера воспитания. Например, когда 2-летний малыш выбегает на проезжую часть, мне казалось необходимым произвести сильное впечатление и на его разум, и на тело, чтобы он никогда впредь этого не делал. И я даже защищал мнение о допустимости воспитания "через заднее место", если речь идет о безопасности. Но с каждым следующим ребенком родители и сами становятся все более дисциплинированными и начинают понимать, что существуют гораздо более корректные способы воспитания и в таких ситуациях. Вот пример:
Из дневника Марты: "Когда наш 2-летний малыш гуляет во дворе, я слежу за ним, не спуская глаз, как ястреб. Когда он слишком приближается к проезжей части, я произношу свою лучшую из связанных с улицей тираду: "Нет!! Улица!!!", уношу его с обочины и при этом стараюсь с помощью своих вокальных данных предельно драматично выразить тот страх, который испытываю, когда малыш приближается к проезжей части. Я не сержусь на него и не воплю; я выражаю настоящий страх, наполняя голос чувством внутренней тревоги, которая на самом деле переполняет любое материнское сердце, когда ребенку что-то угрожает.
Очень важно, чтобы малыш поверил мне, поэтому я не останавливаюсь в выражении своих эмоций.
И это работает! Ребенку прививается глубокое уважение к улице, и он всегда оглядывается на меня, спрашивая разрешения, когда мы подходим к проезжей части; он знает, что я должна взять его за руку. Только так, вместе, мы должны пересечь дорогу. Несколько раз в таких ситуациях я издавала пронзительные звуки. Я это делала, чтобы усилить естественный страх ребенка перед проезжей частью. К таким звукам я прибегала лишь в случае, когда совершенно необходима немедленная реакция, чтобы избежать опасности. Описать их очень трудно - нечто очень резкое и сильное: "Ахх!" Я никогда не пользуюсь этим приемом не по делу и стараюсь использовать его как можно реже. В каждой ситуации родителям важно вести себя соответствующим образом".
Вы должны уметь говорить "нет". По мере того как ваш малыш оставляет ваши руки и колени и превращается в исследователя, разгуливающего по всему дому, ваша роль в установлении границ дозволенного существенно расширяется. Если ребенок четко представляет себе эти границы, он будет увереннее себя чувствовать и лучше развиваться, не растрачивая энергию на какие-то нерешительные и неуверенные действия. Будучи родителями, мы, конечно же, должны действовать в интересах своих детей, однако это не значит, что опека будет простираться до совершенно неразумных пределов. Мудрые родители, не паникуя по поводу независимости 2-летнего ребенка, находят способы, с помощью которых можно направить его поведение в правильное русло.
Объясните ребенку, кто здесь главный. Будьте настойчивы в проведении дисциплинарных решений и не забывайте, что постоянная дисциплина требует постоянных усилий. Малыш вот-вот схватит предмет, который ему нельзя трогать. Конечно, можно, не вставая из удобного кресла, прикрикнуть на него; реакция на окрик будет, польза - нет. Вместо этого подойдите к ребенку и возьмите за руку, привлекая его внимание, посмотрите ему пристально в глаза и объясните маленькому авантюристу, почему такое поведение недопустимо. Говорите твердо и уверенно, предложите ребенку какую-то альтернативу. Запомните золотое правило дисциплины: старайтесь обращаться с вашим ребенком так, как вы хотели бы, чтобы другие люди обращались с вами. Даже если малыш упрямится и капризничает, настаивая на своем, найдите в себе силы противостоять этому в теплой дружеской манере, лучше если вы это сделаете с юмором.
Ваши требования должны быть понятными. Разговор и диалог прекрасны для общения, однако излишнее многословие может стать препятствием на пути взаимопонимания. Нужно ясно и просто объяснить ребенку, чего от него требуют.
Из дневника Марты: "Когда мы со Стивеном сидели за столом, причем он уже доел свою кашу, а я только начала пить утренний кофе, я заметила, что он страшно заинтересовался моей чашкой. Я принялась многословно объяснять ему, почему не нужно трогать эту чашку, что это мамина чашка, а вовсе не Стивена. Причем повторяла это снова и снова. В конце концов он оказался просто на грани истерики, но я старалась сдерживать себя. Тут мне пришло в голову, что достаточно было одного слова, которое могло все поставить на свои места: "горячо". Наконец я сказала ему выразительным тоном, что это "г-о-ря-че-е", он с уважением повторил это слово и прекратил упорные попытки обжечь самого себя".
Грань: нельзя - можно. Дайте малышу достаточно простора, чтобы он сам почувствовал, где же край, за который заходить нельзя. Больше того, дайте ему шанс заглянуть за этот край. Если вы будете держать ребенка на слишком "коротком поводке", он никогда не узнает в полной мере своих возможностей и не испытает, что же такое неудача. Вместо того чтобы, к примеру, запрещать малышу карабкаться вверх, лучше создать ему такие условия, чтобы эти упражнения были безопасными.
Окружающая обстановка должна учитывать присутствие ребенка. Ваша функция "дисциплинатора" схожа с работой патруля, который хота на мгновение должен опережать проворные маленькие ручонки. Однако не находите ли вы, что гораздо проще временно убрать все опасные предметы, поставить повыше, чтобы малыш не дотянулся до них, чем постоянно повышать голос и бессчетное число раз повторять: "Нет Нельзя". Лучше эти запреты сохранить для более серьезных ситуаций (чем можно заменить слово "нет" см. на с. 521).
Наши советы - лишь самые общие подсказки. Советуем вам выработать свою собственную "науку". Посоветуйтесь с другими родителями, чьи взгляды на проблему дисциплины импонируют вам. Возможно, они посоветуют вам какие-нибудь книги, касающиеся проблемы дисциплины (книги могут быть полезным дополнением к вашим знаниям, но не пытайтесь заменить книгами свой собственный опыт). Мудрый подход к вопросам дисциплины и воспитания в целом облегчит вашу жизнь и благотворно отразится на поведении подрастающего ребенка.
В этот период вы не раз столкнетесь с тем, что у 2-летних детей формируется очень четкое представление о том, что они хотели бы делать, и переубедить их не так-то просто. Обычно мы называем это упрямством. Корни такого поведения кроются в том, что детям нравится раз и навсегда установленный порядок, и любое отступление от него они воспринимают с негодованием, как нарушение разработанных правил игры.
Одним из важных принципов, давно используемых профессионалами в различных переговорах, является следующий: если вы хотите победить в споре, вам в первую очередь надо попытаться встать на точку зрения оппонента и постепенно постараться привести его к мнению, которое больше устраивает вас. Родители могут использовать этот ценный принцип для переговоров во многих случаях, когда дети начинают упрямиться, например, в такой малоприятной ситуации, как скандал, устроенный ребенком в магазине. Постарайтесь разработать определенный план посещения магазина и внушить малышу, что здесь есть определенный порядок. Стивен любил некоторые фруктовые лакомства, поэтому мы объяснили ему, что если он будет хорошо себя вести, проходя по бесконечным коридорам супермаркета, то на одном из последних прилавков, в конце пути, обнаружит это лакомство. Малыш запомнил этот прилавок и стремился к нему. Время от времени мы напоминали: "Мы идем, чтобы взять твое любимое лакомство", в результате нам удавалось сделать закупки на всю неделю, причем без традиционного скандала!
"Мне" и "мое". Зачастую маленький 2-летний собственник рьяно охраняет границы "своей" территории и отказывается делить "свое" место даже с родными братьями и сестрами. Все дело в том, что на этой стадии развития умение делиться просто еще не стало частью "социального репертуара" малыша. Вообще перебранки и скандалы довольно часты в этом периоде.
Читайте далее:
Предыдущая страница: