|
Чтобы кормление доставляло удовольствие вам и ребенку, воспользуйтесь нашими советами, как сделать, чтобы ребенок получал больше молока и не заглатывал воздух.
Как давать бутылочку?
- Большинству детей нравится чуть теплая смесь; в течение нескольких минут подержите бутылочку под теплой водопроводной водой. Стряхните несколько капель на внутреннюю сторону запястья, чтобы проверить температуру.
- Чтобы уменьшить заглатывание воздуха, наклоняйте бутылочку так, чтобы молоко заполняло соску, а воздух подняться ко дну бутылочки.
- Поддерживайте ребенка гак, чтобы его голова оказывалась на одной прямой с туловищем. Если головка склонится набок, ребенку труднее будет глотать.
- Чтобы рука не уставала и для разнообразия наблюдаемой ребенком обстановки, меняйте руки во время кормления.
- Следите, чтобы отверстие в соске не было ни слишком большим, ни слишком маленьким. Если у ребенка оказывается полный рот молока, он захлебывается и почти задыхается, поток молока может оказаться слишком сильным.
Опрокиньте бутылочку вниз, не встряхивая. Если молоко льется струей, а не капает, отверстие в соске слишком велико; выбросите эту соску. Если вы видите, что ребенок интенсивно сосет и быстро устает, а щечки его западают из-за сильного присасывания, отверстие в соске может оказаться слишком маленьким (как уже говорилось, смесь должна проходить через соску со скоростью по крайней мере одна капля в секунду).
- Научитесь определять, когда надо закончить кормление. Ребенок знает, когда ему хватит. Избегайте стремления всегда скармливавать всю смесь из бутылочки. Если ребенок крепко засыпает к концу кормления, не высосав все из бутылочки, уберите ее. Часто ребенок начинает дремать, но при этом продолжает сосать. Он уже достаточно поел, но получает удовольствие от сосания.
Уберите бутылочку и в течение нескольких минут дайте ребенку пососать ваш палец
Как помочь ребенку отрыгнуть воздух
В каждой крупной больнице обычно находится опытная медсестра, умеющая дать ребенку больше молока и помочь отрыгнуть воздух. Здесь мы описываем некоторые приемы, облегчающие кормление и помогающие сделать его более приятным для ребенка. Следите, чтобы малыш при каждом кормлении получал больше молока и не заглатывал много воздуха. Кроме расслабляющих похлопываний по спинке, приемы освобождения от воздуха включают два действия ребенка надо удерживать в вертикальном положении и надавливать на животик (родители часто забывают о последнем). Когда малыш сидит на ваших коленях, наклоните его вперед через ребро ладони, которой вы его придерживаете, и достаточно сильно потрите спинку или похлопайте по ней.
Не считайте, что кормление не удалось, если ребенок не отрыгнул воздух. Если в первый раз у вас не получилось, через некоторое время попробуйте снова. Если через 1-2 мин отрыгивания не произошло, положите ребенка или походите с ним, удерживая его в вертикальном положении, занимаясь своими делами. Если ребенок чувствует себя хорошо, необходимость в отрыгивании воздуха отпадает. Если ребенок после кормления беспокоен - извивается, кривится, стонет, когда вы его кладете, или отказывается заканчивать кормление - это признаки того, что ему надо отрыгнуть воздух; если ребенок поел много, вам понадобится терпение, пока он не отрыгнет воздух. Что касается ночного кормления, то сосание в течение 1-2 мин не требует никаких действий, но если ребенок высосал много, то нужна ваша помощь. Если вы не хотите ночью предпринимать какие-то действия, чтобы помочь малышу отрыгнуть воздух, немедленно после кормления положите его. Если ребенок спокоен, ничего делать не нужно. Если он корчится, по-видимому, ему мешает захваченный с пищей воздух. Можно не садиться и не выполнять весь ритуал, обычно помогающий отрыгнуть воздух, продолжайте лежать, но положите ребенка на свое бедро так, как вы с этой целью клали его на свое плечо. Когда ребенок подрастет, необходимость помогать ему отрыгивать воздух пройдет.
О безопасности кормления
- Если у вас есть сомнения в безопасности водопроводной воды, используйте недистиллированную бутылочную воду.
- Не готовьте смесь в микроволновой печи; слишком большой риск неравномерного нагрева.
- Можно использовать оставшуюся смесь в течение нескольких часов, если после использования вы немедленно поставите ее в холодильник. Наденьте на бутылочку колпачок, чтобы соска осталась чистой. Однако для полной безопасности лучше не использовать недоеденную смесь, потому что в нее могут попасть микробы из слюны ребенка. И не используйте такую смесь позже, чем через 3 ч после того, как вы поставили ее в холодильник.
- Если вы в поездке и холодильник вам недоступен, возьмите с собой простерилизованную, готовую к употреблению смесь в 120-миллиметровых бутылочках - это самое удобное и безопасное. Порошковая смесь занимает меньше места, ею можно воспользоваться, если будет чистая вода. Если вы берете с собой приготовленную дома смесь, храните ее в плотно закрытых емкостях со льдом.
- Не оставляйте бутылочку, подложив под нее что-нибудь. Не оставляйте лежать ребенка в кроватке с бутылочкой, чтобы он сосал самостоятельно. Это опасно! Ребенок может подавиться едой, тогда ему потребуется ваша помощь. Кроме того, молоко может через евстахиеву трубу попасть во внутреннее ухо и вызвать инфицирование. (Это в меньшей степени опасно при грудном вскармливании.) Если вы пристраиваете бутылочку так, чтобы ребенок мог сосать самостоятельно, это лишает вас обоих полноценного общения во время кормления.
Кормление предполагает и питание, и обеспечение чувства удовлетворения, независимо от того, кормите ли вы грудью или из бутылочки. Время кормления - это больше, чем время, когда вы даете пищу, это время общения. Взаимоотдача, которая является частью кормления грудью, должна присутствовать и во время кормления из бутылочки. Давая ребенку бутылочку, давайте ему ваши глаза, кожу, голос и вашу нежность. Ребенок возвратит вам больше, чем пустую бутылочку.
Особую теплоту, которую дает телесный контакт, можно обеспечить, если вы будете носить одежду с короткими рукавами и частично раздеваться и раздевать ребенка на время кормления. Держите бутылочку у своей груди, как если бы она была продолжением вашего тела, и смотрите ребенку в глаза. Взаимодействуйте с ребенком во время кормления, пусть он чувствует, что бутылочка - это часть вас. Большинство детей, независимо от того, сосут ли они грудь или бутылочку, чувствуют себя лучше, если вы спокойно сидите или лежите, пока они кормятся. Но детям очень нравится общаться в паузах: наблюдайте, какие сигналы они подают. Постепенно у вас выработается интуитивное понимание необходимого ритма кормления. Ребенок должен чувствовать, что его кормит мама, а не бутылочка.
ОТУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ОТ БУТЫЛОЧКИ
Как и в случае отнятия от груди, не должно быть спешки. Нет ничего необычного или ненормального, если ребенок будет просить бутылочку в двухлетнем возрасте. Бутылочки больше раздражают взрослых, чем маленьких детей. Если вы слишком рано перейдете на кормление из чашки, будьте готовы к тому, что вам придется прибегнуть к утешителям, чтобы удовлетворить потребность ребенка сосать. Труднее всего для малыша расстаться с "ночной" бутылочкой. Как отучить его от "ночной" бутылочки, мы опишем на с. 362.
Если ваш ребенок еще не привык есть из чашки, давайте ему в течение дня максимум четыре 120-миллиметровых бутылочки, около 1 л смеси, чтобы обеспечить достаточное питание. Когда он лучше научится есть из чашки и будет съедать сбалансированное количество твердой пищи, постепенно переходите от бутылочки к чашке.
Отучайте ребенка от хождения с бутылочкой сока. Дело не только в лужицах сока по всему дому, эту привычку трудно побороть.
Если ребенок нежно любит бутылочку и она нужна ему как утешитель, время от времени "теряйте" ее и заменяйте другими "утешителями", лучше, если это будет человек, а не вещь.
Когда малышу исполняется 4-6 мес., родители часто спрашивают, можно ли начинать давать детям твердую пищу. Однажды я поинтересовался у опытной мамы, имеющей шестерых детей: "Как вы узнаете, когда вашему ребенку нужно начинать давать твердую пищу?"
"Когда он начинает попрошайничать!"
"Попрошайничать?" - удивился я.
"Да, - принялась объяснять она, - я жду момента, когда он начинает проявлять интерес к твердой пище. Если он смотрит, как я ем и провожает глазами мою ложку, тянется рукой, пытаясь взять пищу из моей тарелки, а к тому же может уже сидеть на высоком креслице за нашим столом, - я знаю: настало время давать ему твердую пищу".
Исходя из своего опыта, эта мудрая женщина открыла основной принцип введения твердой пищи: кормить детей в соответствии с их возрастными навыками, а не по какому-то определенному календарю. Так, и аппетит у детей, и особенности их кормления столь же индивидуальны, как и темперамент.
За последние 10 лет многое изменилось в практике кормления, причем в лучшую сторону. Не так давно мы кормили детей по жесткому расписанию, стараясь во что бы то ни стало запихнуть кашу в отбивающегося малыша, и бывали очень раздосадованы, когда он не съедал положенную ему порцию. Сегодня понятие "кормление ребенка" подразумевает сочетание здоровой полноценной пищи, индивидуальных особенностей развития малыша и степень подготовленности его кишечника к приему твердой пищи. Правильное понимание поведения ребенка за столом, постепенное введение твердой пищи и поощрение самостоятельности малыша во время еды - вот основные слагаемые важнейшего принципа кормления маленьких детей: воспитание правильного отношения к еде и процессу кормления.
Мы расскажем вам о последних исследованиях в вопросах кормления ребенка, о том, чему мы научились, работая с детьми в течение 25 лет, и о нашем опыте кормления собственных восьмерых детей. В этой и двух последующих главах мы хотим представить концепцию кормления детей, которая поможет вам лучше понять своего ребенка, научит выбирать для него полноценную пищу, сделает процесс кормления приятным и для вас, и для вашего ребенка, и поможет вам вырастить здоровых, счастливых детей.
Читайте далее:
Предыдущая страница: