ВОПРОС "ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?" ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ
- Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии... Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется... В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами...
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ОБОЗНАЧИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАК ОСОБОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Экскурс в прошлое должен был обозначить исторический путь философской антропологии и ее возникновение как особой философской дисциплины... Поскольку это введение обращено прежде всего к студентам-психологам, я хочу коротко и также в историческом аспекте рассмотреть отношения психологии и философской антропологии... При этом с самого начала нужно обратить внимание на то, что сегодня прямо-таки рискованно говорить о "психологии"...
СВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СО СКРЫТЫМИ ГЛУБИННЫМИ СЛОЯМИ ПСИХИКИ ОТКРЫЛА ШКОЛА ПСИХОАНАЛИЗА, ОСНОВАННАЯ З
- Связь переживания и поведения со скрытыми глубинными слоями психики открыла школа психоанализа, основанная З... Фрейдом... Ее революционный для того времени подход выразился в привлечении инстинктивного фона для объяснения "фигуры" человеческого поведения...
ИСХОДНЫЙ ПУНКТ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ В НАШЕМ ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ
- Исходный пункт нашего исследования человеческого тела состоит в том, что мы имеем перед глазами в нашем жизненном опыте... И здесь следует различать несколько моментов... Во-первых, других людей мы постигаем иначе, чем самих себя...
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗОЛИРОВАННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ИНДИВИДУУМОМ КАК ТАКОВЫМ, НЕ УЧИТЫВАЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ЕГО БЫТИЯ, БЫЛО БЫ АБСТРАКТНЫМ
- ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Наблюдение за изолированным человеческим индивидуумом как таковым, не учитывающее социального измерения его бытия, было бы абстрактным... Бытие человеческой личности – это бытие в мире, ее жизнь – это жизнь в обществе... И это не внешние отношения, которые навязаны существующему в себе и для себя; это бытие, включенное в более крупное целое, присуще конституции самой человеческой личности...
ЧТО ТАКОЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК
1
- Что такое Божественный Мрак
1... 1...
"О пресущественная, пребожественная и преблагословенная Троица, христианского богомудрия наставница! Вознеси нас на неведомую, пресветлую и высочайшую вершину познания Священнотайного Писания, где совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия открываются в пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к (духовному) просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!"
Да будут таковы всегда мои молитвы!
И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не-сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака...
ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА И ЦЕРКВИ
МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ (ТО ЕСТЬ В ДОГМАТАХ ЦЕРКВИ, ЕЕ КАНОНАХ, ЗАКОННОСТИ И ПРАВИЛЬНОСТИ ИЕРАРХИИ, СОВЕРШЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ, В АВТОРИТЕТНОСТИ ПИСАНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ)
- ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА И ЦЕРКВИ
МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов)... Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии...
Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем...
ГРЕХИ В ОТНОШЕНИИ К БЛИЖНИМ
ОСУЖДЕНИЕ
- ГРЕХИ В ОТНОШЕНИИ К БЛИЖНИМ
ОСУЖДЕНИЕ... Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним... Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искаженный образ...
ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ
И ПРОЧИЕ ГРЕХОВНЫЕ НАКЛОННОСТИ,
ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ДУХУ ХРИСТОВУ
УНЫНИЕ, ОТЧАЯНИЕ
- ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ
И ПРОЧИЕ ГРЕХОВНЫЕ НАКЛОННОСТИ,
ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ДУХУ ХРИСТОВУ
УНЫНИЕ, ОТЧАЯНИЕ... Не предавался ли унынию, отчаянию? Не допускал ли мысли о самоубийстве?
ТЕЛЕСНЫЕ ИЗЛИШЕСТВА... Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многоядением, сладкоядением, чревоугодием, трапезой не вовремя?
Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего?
Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным?
Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам...
ПЕРЕЧЕНЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
ГОРДОСТЬ, ПРЕЗИРАЮЩАЯ ВСЕХ, ТРЕБУЮЩАЯ СЕБЕ ОТ ДРУГИХ РАБОЛЕПСТВА, ГОТОВАЯ НА НЕБО ВЗЫТИ И УПОДОБИТЬСЯ ВЫШНЕМУ; СЛОВОМ, ГОРДОСТЬ ДО САМООБОЖАНИЯ
- ПЕРЕЧЕНЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
ГОРДОСТЬ, ПРЕЗИРАЮЩАЯ ВСЕХ, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания...
НЕСЫТАЯ ДУША, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном...
БЛУД, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение...
О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ
С ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ
И О ДОБРОДЕТЕЛЯХ, КОТОРЫЕ ИМ ПРОТИВОСТОЯТ
(ПО ТВОРЕНИЯМ СВТ
- О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ
с их подразделениями и отраслями
и о добродетелях, которые им противостоят
(По творениям свт... Игнатия Брянчанинова)
ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ — объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания... Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям...
О ВНУТРЕННЕЙ ОТРЕШЕННОСТИ И О ДОБРОМ РАЗЛИЧЕНИИ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ПРИ РАЗУМНОСТИ
- О внутренней отрешенности и о добром различении,
которые должно иметь при разумности...
Был человек во Христе, который в свои молодые годы трудился над всем тем, над чем обычно трудятся поверхностные люди, но внутренний человек в нем оставался неразвитым в своем внешнем покое, и хотя чувствовал, что ему чего-то недостает, не понимал, чего именно... И так он занимался этим долгие дни и годы, пока в нем не произошел переворот и он не обратился к себе самому, и было ему сказано так: ты должен знать, что внутренняя отрешенность кратчайшим путем приводит человека к истине...
КАК ОТРЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ СВОЙ ПУТЬ
ИЗ ЕДИНСТВА И СНОВА К НЕМУ ПРИХОДИТ
- Как отрешенный человек начинает свой путь
из единства и снова к нему приходит...
Все люди, которые должны снова вернуться к Единству, особенно должны знать их и всех вещей первое начало или происходящее, так как в их есть первое пристанище... И потому следует знать, что все те, кто говорит об истине, согласны в том, что имеется Нечто, что повсюду является Первым и Простейшим, и прежде которого ничего нет...
МОЖЕТ ЛИ В ВЫСШЕМ ЕДИНСТВЕ
СУЩЕСТВОВАТЬ КАКАЯ-ЛИБО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ?
ЮНОША ЗАДАЛ ВОПРОС И СКАЗАЛ ТАК: МНЕ КАЖЕТСЯ УДИВИТЕЛЬНЫМ (ПОСКОЛЬКУ ИЗВЕСТНО, ЧТО ЭТО ЕДИНОЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОВСЕМ ПРОСТЫМ), ОТКУДА ТОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ РАЗНООБРАЗИЕ, КОТОРОЕ ЕМУ ПРИПИСЫВАЕТСЯ
- Может ли в высшем единстве
существовать какая-либо противоположность?
Юноша задал вопрос и сказал так: Мне кажется удивительным (поскольку известно, что это Единое является совсем простым), откуда тогда появляется разнообразие, которое ему приписывается... Один обряжает сего мудростью, другой добродетелью и тому подобным... Так говорят богословы, исходя из веры в Святую Троицу...
КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК И ВСЕ СОТВОРЕННОЕ
ВЕЧНО ПРЕБЫВАЮТ В БОГЕ; И ОБ ИХ ТВАРНОМ НАЧАЛЕ
ЮНОША: ВЕЧНАЯ ИСТИНА, НО КАКИМ ОБРАЗОМ СОТВОРЕННОЕ ВЕЧНО ПРЕБЫВАЕТ В БОГЕ?
И
- Каким образом человек и все сотворенное
вечно пребывают в Боге; и об их тварном начале
Юноша: Вечная истина, но каким образом сотворенное вечно пребывает в Боге?
И... : Оно находится там в своем вечном прообразе...
Ю...
ОБ ИСТИННОМ ВОЗВРАЩЕНИИ,
КОТОРОЕ ОТРЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБРЕСТИ ЧЕРЕЗ ЕДИНОРОДНОГО СЫНА
ЮНОША: ТЕПЕРЬ МНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЕ ПОНЯТНО О ВОЗНИКНОВЕНИИ ТВАРНОГО МИРА
- Об истинном возвращении,
которое отрешенный человек должен обрести через единородного Сына
Юноша: Теперь мне действительно все понятно о возникновении тварного мира... Но я хотел бы услышать о том усилии, которое должен сделать человек во Христе, дабы достичь блаженства...
Истина: Должно знать...
««« ВТОРАЯ СТРАНИЦА | ПЕРВАЯ СТРАНИЦА »»»