|
Значение имени - Психология и имя.
Как вы выбираете имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Или по совету родителей? Или более благозвучное? А задумываетесь ли вы о том, что имя, которое вы дадите своей дочке, сыну, в значительной степени повлияет на их характер, на то, как будут воспринимать имя они сами, окружающие люди? Об этом пишет доктор психологических наук, заведующая кафедрой Ростовского государственного университета Вера Александровна Лабунская.
По материалам психологического журнала «Alter Ego»
ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ, ИМЯ И СУДЬБА
Связаны ли они? Влияет ли выбор имени на характер человека? Если да, то какой характер соответствует тому или иному имени? Почему к одному человеку имя как бы «прилипает», а другого так и хочется назвать иначе? Такие вопросы задают многие из нас, особенно тогда, когда необходимо выбрать имя. Все перечисленные вопросы и подобные им можно свести к одному: «Зачем имя человеку и какова его роль в культурном, социально-психологическом развитии человечества?» По этому поводу размышляли учёные, писатели, художники, поэты. Но наиболее ясно и образно определил функции имени в истории человечества замечательный русский философ А. Ф. Лосев. Он писал: «Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир...» Появление имени знаменует начало человеческого общения, которое предполагает выделение Другого и определение его социального статуса. Имя — стихия разумного общения живых существ... Без имени человек — антисоциален, необщителен, неиндивидуален, и, по мнению А. Ф. Лосева, он — человек, не имеющий имени, является «вечным узником самого себя,.. он — чисто животный организм».
ИМЯ — ЗНАК ПЕРСОНЫ
Личное название человека, способ различения людей. Но каковы основы выбора имени? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть способы выбора имени в прошлом и настоящем. Как известно, древний человек вместе с именем приобретал частицу опыта, отождествляя себя со всеми его прошлыми носителями. Через имя предков он приобщался к определённым социальным ролям, становился «ниточкой», связующей поколения. С помощью имени сохранялись образцы поведения. Имя выступало в роли социальной памяти, фиксирующей опыт жизнедеятельности конкретного человека. Оно выполняло функцию трансляции социального опыта целого поколения людей. Благодаря этим функциям, имя как бы задавало его носителю своеобразное пространство поступков, действий, способов реагирования на окружающий мир. Оно определяло, — в силу существования реальных эталонов поведения, соответствующих этому имени, — судьбу человека, границы индивидуальности.
Роль образцов поведения в христианстве выполняли жития — описания жизни людей, причисленных церковью за свои деяния к лику святых. Имена святых были зафиксированы в святцах. В соответствии с церковной традицией ребёнку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крещения. Имя, полученное при крещении, как бы задавало жизненный путь человека: он должен был поступать так же, как и святой, чтобы заслужить его духовное покровительство. Повторяясь бесчисленное количество раз, имя закрепляло в массовом сознании соответствующие ему действия, поступки, отношения, черты характера, и тем самым приобретало силу воздействия и влияния на других.
Выбор имени «по образу и подобию», характерному для его носителя, либо придумывание новых имён по тому же принципу было достаточно распространено в 20-х — 30-х годах. Имена вождей либо переделанные их фамилии соотносились с определённым типом поведения, образцом жизни. В это же время с особой силой эксплуатируются магические функции имени: имя-призыв; имя-клятва; имя-заклинание. И то, что всегда и для всех народов было совершенно естественным (в любви повторять любимое имя, в ненависти бранить ненавидимого через его имя), превращается в некий идеологический ритуал, значительный элемент тоталитарного сознания.
В настоящее время выбор имени стал менее зависим от социально-нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того или иного имени. И несмотря на то, что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась сама идея: ориентироваться в ситуации выбора имени на «жития» конкретных людей. Современный человек может и не фиксировать своё внимание на имени, как на специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевидно, что он ждёт, пусть и не всегда осознанно, появления у Другого тех черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность, например, ребёнка.
В определённое время, как отмечают социологи, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого-либо имени, иными словами, то или иное имя становится модным. «Каков бы ни был механизм этого возрастания, — пишет известный философ П. Флоренский, — самый факт его несомненно указывает на насыщенность данного имени, по крайней мере на данное время, значительным по признанию общества этого времени содержанием. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций». Человек, одаряя свою дочь или своего сына таким вот престижным именем, как правило, убеждён в том, что оно принесёт ребёнку особые возможности, качества, чувства. Народное представление именной типологии, по мнению П. Флоренского, не лишено смысла, и характеристики имён служат руководством в поведении. Из описаний П. Флоренского разнообразных имён следует, что у имени есть внешность, ум, страсти, волевые свойства, отношения с миром людей и вещей, жизненный стиль. По сути, философ создаёт психографию имени и развивает, утверждает мысль о том, что имя, как и другие социокультурные факторы, обусловливает жизненный путь человека, создаёт определённые рамки его развития, его психологический портрет. Вместе с тем, ни один социокультурный фактор, взятый сам по себе, не может очертить диапазон развития человека. В этом смысле и имя человека — это только вероятностная модель его развития. Если исходить из сказанного, то диагностика личности и прогнозирование судьбы только на основе имени, будет напоминать ономантию — гадание по имени. Особенно в настоящее время, когда психокультурная суть имени претерпела изменения из-за потери ряда христианских и других традиций его присвоения.
Итак, каждый человек получает имя либо выбирает его сам. Он ещё не научился употреблять местоимение «Я», но знает, как его зовут, и обращается к себе по имени. Используя имя, он вступает в контакт с другими людьми, проявляя при этом особую чувствительность к тому, как произносится его имя, он слышит его даже тогда, когда не может различить значения других слов. Определённые трудности в общении появляются тогда, когда он не знает или искажает имя партнёра.
Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено исследование, проведенное нами совместно с Е. В. Троцевской. В нём приняли участие различные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования говорилось: «Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от своего приятеля, в которой он вам пишет: „Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с ... (называется имя)“. Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя». Следует сказать, что выполнение задания не вызывало у участников исследования каких-либо трудностей, несмотря на то, что большинство из них ранее никогда сознательно не занималось конструированием психологического образа человека на основе его имени. Этот факт ещё раз подтверждает, что в обыденном общении имя человека ассоциируется с определёнными психологическими особенностями его носителя, что оно является знаком символом, способом объективизации психологического мира личности.
Имена, предлагаемые участникам исследования, были выбраны из частотного словаря имён и являются самыми распространёнными: мужские — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСЕЙ, ВЛАДИМИР, ДМИТРИЙ, МИХАИЛ, СЕРГЕЙ; женские — АННА, ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ЕКАТЕРИНА, НАТАЛЬЯ, ВЕРА. «Психологические портреты» перечисленных имён анализировались в нескольких направлениях: внешность, экспрессия, черты характера носителя определённого имени, его отношение к себе и другим людям, особенности интеллектуально-волевой сферы, виды эмоционального реагирования, оценочные суждения. В результате обработки полученных данных оказалось, что почти каждое имя имеет несколько «психологических портретов». Так, большинством участников исследования имени Алексей приписывались следующие черты: «мягкий, добрый, правильный, приятный (оценка внешности)». Разновидности психологического образа имени Алексей таковы: «весёлый, жизнерадостный, открытый» и «тихий, чувствительный, неудачник, покладистый, неуверенный». Оказывается, что человек с именем Алексей может быть и «сильным», и «слабым», и «общительным», и «замкнутым».
Имя Александр, в силу того факта, что многие участники исследования «лепили» его психологический образ исходя из деяний великих людей, носивших это имя, наделялось одними и теми же чертами: «умный, самолюбивый, волевой, целеустремлённый, агрессивный, сильный, величественный, высокий, стройный, светлый (оценка внешности)». В соответствии с тем же обстоятельством были едины участники исследования в психологической трактовке имени Владимир: «властный, умный, хитрый, общительный, твёрдый, спокойный, себялюбивый, сильный, хвастливый; внушительный, тёмный (оценка внешности)».
Психологический образ имени Дмитрий включает весьма противоречивые черты, говорящие о некоторой двойственности натуры: «внутренне угрюм — внешне весел», «неординарный — посредственный»; «спокойный — агрессивный»; «несерьёзный и в то же время может быть практичным и глубоко проникать в смысл жизни». Дмитрий — «любим и уважаем, привлекает внимание» и вместе с этим «отталкивает, вызывает чувство недоверия».
По мнению участников исследования, человек с именем Сергей должен быть «самостоятельным, гордым, практичным, гибким, рациональным, эмоциональным, легко ранимым, противоречивым, общительным, веселым, любить удовольствия, иметь привлекательную внешность».
Многие участники исследования признавались в том, что когда они слышат имя Михаил, то у них возникает образ медведя. Видимо, такого рода ассоциации повлияли на психологическое содержание образа имени Михаил: «толстый, неуклюжий, здоровый, тёмный (коричневый), консерватор, работящий, целенаправленный, добрый, спокойный, простой».
Психологические портреты женских имён, как правило, включают подробное описание внешности (лицо, цвет глаз, волос и т. д.). Анна — «красивая, внушительная, темноволосая, с небольшими глазами». Она — «женственная, добрая, таинственная». Другой «портрет» Анны — «взбалмошная, увлекающаяся, легкомысленная, энергичная, и придерживающаяся каких-либо норм». Третий «портрет» Анны — «властная, независимая, неприступная, холодная, жестокая, серьёзная, гордая». В этих психологических портретах имени Анна представлены достаточно распространённые типы женской натуры.
Имя Екатерина. Женщина с таким именем, по мнению большинства участников исследования, должна быть: «привлекательной, высокой, дородной», иметь «крупные черты лица». Она — «царственная и величавая (видимо, по аналогии с царствовавшими особами), властная, сильная, целеустремлённая, жестокая, суровая». Противоположный по психологическому содержанию «портрет» Екатерины включает следующие черты: «маленькая, простая, хозяйственная, тёплая, серая, посредственность».
У имени Ольга также несколько психологических портретов. Первый, самый распространённый: «светлая, стройная, высокая, привлекательная, здоровая». Она — «рассудительная и умная, стремится к семейному счастью, к комфорту, загадочная, несамокритичная, чувствительная и эмоциональная». Противоположный первому такой «портрет»: «властная, волевая, угрожающая, с элементами мужского стиля поведения». Между этими двумя «портретами» располагается третий: «скромная, кроткая, простая, бесцельная». Три психологических портрета имени Ольга — три типа женщин, отличающихся способом реагирования на внешний мир, своей «Я»-концепцией.
Имени Елена, как и следовало ожидать, приписываются следующие качества: «красивая, яркая, броская, женственная, сексуальная». Елена — «изменчивая, противоречивая», имеет «высокое самомнение»; «себялюбива и эгоистична». Женщина, носящая имя Елена, должна быть также «увлекающейся, общительной, отзывчивой и чувственной». Короче говоря, соответствовать сложившемуся идеалу женственности.
Женщина по имени Наталья, по мнению участников исследования, обладает «практичностью». Она — «энергичная, умеет ставить цели и добивается их, как правило, находит своё счастье». «Другая» Наталья — «добрая, мягкая, нежная, приятная, плавная, нравится мужчинам» и «третья» Наталья — «вспыльчивая, ей трудно общаться», она — «несчастная, ущербная, глупая». И опять три психологических портрета, в которых представлены три типа поведения, отношения, общения с окружающим миром.
Имя Вера, несмотря на его очевидное социокультурное значение, также имеет три психологических портрета. Вера — «лёгкая, светлая, целенаправленная, последовательная, сдержанная, терпеливая, надёжная, трудолюбивая». Вера — «полная, тёплая, круглая, домашняя, простая, неглупая и практичная». Вера — «холодная, худая, гордая, твердая, интеллигентная, умная».
Таким образом, имя человека наделяется достаточно отрефлексировапными психологическими чертами. Если их обобщить и представить в виде двухполюсной шкалы (со знаком + и -), то, как мужские, так и женские имена, в соответствии с их психологическими портретами, в равной степени могут быть отнесены и к одному, и к другому полюсу. Каждое имя имеет «портрет» со знаком + (добрый, умный, уравновешенный, целеустремлённый, общительный и т. д.) и противоположный этому со знаком — (злой, глупый, вспыльчивый, бесцельный, замкнутый). Каждая из названных черт либо символизирует нравственное начало человека (добрый — злой), либо его интеллектуальный потенциал (умный — глупый), либо указывает на его эмоциональную стабильность — нестабильность (уравновешенный — вспыльчивый), либо говорит о свойствах воли (целеустремлённый — нецелеустремлённый), либо подчеркивает степень общительности (общительный — замкнутый). За счёт разнообразия психологических черт, входящих в различные структуры личности, возникает целостное представление, включающее наиболее ценные для совместной жизнедеятельности свойства, качества, отношения. В этой связи выбор имени осуществляется не столько потому, что за одними закреплены черты со знаком +, а за другими со знаком -, сколько в соответствии с тем социально-психологическим стереотипом имени, который подтверждается опытом взаимодействия с его носителем или в соответствии с художественными прототипами и бытовыми ассоциациями (Михаил — медведь, Елена — прекрасная и т. д.). Имя будет оказывать влияние на личность человека и на его судьбу не столько в связи со звучанием, сколько в связи с его конкретным психологическим содержанием, типичным для той или иной социальной среды. И если для определённой субкультуры являются, например, незначимыми психологические черты имени Елена, то можно ожидать распространение других имён, за которыми закреплены ценные для данной общности черты. При этом многое зависит от того, какой психологический образ имени актуален и распространён. Он в сконцентрированном виде представляет приемлемый и ценный для субкультуры тип личности. Поэтому одно и то же имя как культурно-психологическое явление может задавать различные рамки развития человека.
Выбирая имя или присваивая его другому, осознайте, что оно для вас значит в психологическом плане. От этого зависит не только ваше взаимодействие с носителем имени, но и в определённой степени путь развития его личности.
«ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ - ПСИХОЛОГИЯ И ИМЯ»
Читайте далее:
Предыдущая страница: