|
РАЗНОВИДНОСТИ ПРАНАЯМЫ.
Бахъя-абхьянтар-стамбха-вриттих-деша-кала Санкхъябхих паридришто диргха-сукшмах.
«Пранаяма бывает длительной или тонкой в зависимости от соотношения трех ее компонентов — внешнего, внутреннего и стабильного; процессы задержки изменяются в зависимости от места, времени и числа».
«Йога-сутры», II: 50
Выдох называется речакой и является первым типом пра-наямы. Вдох называется пуракой и является вторым типом пра-наямы. Задержка дыхания является третьим типом пранаямы и называется кумбхакой. Кумбхака увеличивает продолжительность жизни, увеличивает внутреннюю духовную силу и энергию. Если вы задерживаете дыхание на одну минуту, эта минута прибавляется к вашему жизненному сроку. Йог, направляя дыхание в брахмаранЬхру в макушке головы и задерживая его там, побеждает Владыку Смерти, Яму, и саму смерть. Благодаря практике кумбхаки Чанг Дэв жил одну тысячу четыреста лет. Каждый из этих видов пранаямы — речака, пурака и кумбхака — делится на подвиды в зависимости от места, времени и числа. Под местом понимается место прохождения процесса — внутри или снаружи тела, длина, а также часть тела, куда направляется прана. Длина выдоха и расстояние, на которое выходит дыхание, у разных людей различны. То же справедливо и для вдоха. Эти параметры зависят от таттвы. Таким
таттвам, как притхиви, апас, теджас, вайю и акаша (земля, вода, огонь, воздух и эфир), соответствует длина дыхания 12,
16, 4, 8 и 0 пальцев. Выдох — внешний процесс, вдох — внутренний.
Время — это длительность каждого из этих процессов, которая обычно измеряется в матрах, что соответствует одной секунде. Матра означает «мера». В матрах также измеряется длительность фиксации праны в определенном центре или части тела. Йог должен постепенно довести число повторений прана-ямы до 80 за одно занятие. Он должен заниматься четыре раза в день —утром, днем, вечером и в полночь или в 9 часов вечера — и, таким образом, всего выполнять 320 пранаям. Результатом-плодом пранаямы является удгхата, или пробуждение спящей кундалини. Главная цель пранаямы — объединение праны с апаной и медленное направление их вверх, к голове.
Кундалини — это источник всех скрытых сил. Пранаяма может быть длинной или короткой в зависимости от времени выполнения. Как вода на раскаленной сковородке съеживается
и высыхает, так и входящий или выходящий воздух усилием задерживается внутри (кумбхака).
Вачаспати говорит так: «36 матр длится первая, легкая попытка (удгхата). Вдвое дольше вторая, средняя. Втрое дольше третья, сильная. Это пранаяма в численном выражении».
«Место» выдоха простирается до 12 дюймов от кончика носа. Это можно проверить с помощью кусочка ваты. Это 67 место простирается от головы до подошв стоп, о чем свидетельствует ощущение, напоминающее прикосновение муравья. Место кумбхаки состоит из внешних и внутренних мест выдоха и вдоха, так как дыхание может быть задержано в обоих этих местах. Его можно определить по отсутствию двух описанных выше признаков.
Эта классификация дыхания по трем признакам — времени, месту и числу — не является обязательной. Во многих смрити встречаются места, где дыхание классифицируется только по одному признаку — времени.
Бахьябхьянтара вишайякшепи чатуртхах «.Четвертый тип пранаямы —это сдерживание праны путем направления ее на внешний или внутренний объект».
Третий вид пранаямы, описанный в сутре 50 «Йога-сутр-», выполняется только до первой удгхаты, затем нужно переходить к четвертому типу. Он связан с фиксацией праны на различных лотосах (падмах, или чакрах) и ее медленном, шаг за шагом, проведении в последний лотос, находящийся в голове, по достижении которого йог вступает в самадхи. Это внутренний процесс. Внешне он проявляется в поддержании длины дыхания в соответствии с доминирующей таттвой. Ирану можно считать как внешней, так и внутренней.
После систематического освоения первых трех типов пранаямы йог переходит к четвертому типу. В третьем типе пранаямы сфера дыхания не принимается во внимание. Остановка дыхания производится одним усилием и характеризуется местом, временем и числом, то есть может быть диргха (длинным) и сукшма (тонким). В четвертом же типе сферы вдоха и выдоха играют значительную роль. Осваиваются различные состояния. Четвертый тип пранаямы, в отличие от третьего, требует значительных и многократных усилий. С другой стороны, он позволяет достичь других совершенных состояний. После освоения одного этапа следует переходить к следующему. Третий этап не требует измерений и выполняется посредством одиночного усилия. Четвертому же предшествуют измерения, и он требует значительных усилий. В этом заключается единственное различие между ними. Условия времени, места и числа также применимы и к этому виду пранаямы. На каждом этапе пробуждаются определенные скрытые силы.
ТРИ ТИПА ПРАНАЯМЫ
Существует три типа пранаямы: адхама, мадхьяма и утта-ма (низшая, средняя и высшая). Адхама-пранаяма состоит из 12, мадхьяма —из 24, ъ.уттама — из 32 матр. Это для пураки.
Соотношение между пуракой, кумбхакой и речакой — 1:4:2. Пурака — это вдох, кумбхака — задержка дыхания, речака — выдох. Если выделаете вдох длительностью 12 матр, кумбхака должна иметь длительность 48 матр, а речака — 24 матры. Это для адхама-пранаямы.
То же справедливо и для двух других типов. Первый месяц выполняйте только адхама-пранаяму. Затем в течение трех месяцев выполняйте мадхъяму. После этого переходите к ут-таме.
Сев в асану, восславьте гуру и Шри Ганешу. Время для абхьясы — 4 и 10 часов утра, 4 часа дня, 10 часов вечера и полночь. Опытный йог должен ежедневно выполнять 320 пра-наям.
Сагарбха-пранаяма — это пранаяма, которая сопровождается ментальной джапой мантры: гаятри или ОМ. Она в сто раз эффективнее агарбха-пранаямы, которая не сопровождается джапой. Пранаяма-сиддхи зависит от интенсивности усилий йога. Прилежный ученик, занимающийся с парама-утсахой, сахасой и дридхатой (рвением, охотой и настойчивостью), может достичь сиддхи (совершенства) за шесть месяцев, тогда как ученик, занимающийся с тандри и аласъей (вялостью и ленью), не достигнет ничего даже за десять лет. Трудитесь. Проявляйте терпение, веру, уверенность в себе, оптимизм, интерес и внимание — и вы непременно достигнете успеха. И никогда не отчаивайтесь!
ВЕДАНТИЧЕСКАЯ КУМБХАКА
Пранаямай следует заниматься, когда ум спокоен и сосредоточен. Вдох и выдох должны быть остановлены. Ученик должен сосредоточиться исключительно на брахмане; это высшая цель его жизни. Отбрасывание всех внешних объектов —реча-ка. Принятие духовного знания шастр — пурака, а сохранение этого знания в себе — кумбхака. Только тот, кто следует этому в своей читте, достигает освобождения. Это не подлежит сомнению. Кумбхаку можно освоить только практикой. В ней содержится Парама-Шива. Сначала в брахма-грантхи образуется отверстие, или проход. Затем, пронизав брахма-грантхи, йог пронизывает pydpa-грантхи и достигает освобождения с помощью религиозных обрядов, выполняемых в различных воплощениях, благодаря милости гуру и дэват, а также с помощью йоги.
ПРАНАЯМА ДЛЯ НАДИ-ШУДДХИ
Вайю не может войти в нади, если они не очищены. Поэтому прежде, чем перейти к пранаяме, следует очистить пади. Очищение нади можно выполнить с помощью двух процесов: саману и нирману. Саману выполняется ментально с биджа-мантрой. Нирману — это физическое очищение, или процесс ишт-карма.
1. Сядьте в падмпсану. Медитируйте на биджакишре-вайю Щ (ИAM), которая имеет цвет дыма. Вдохните через левую ноздрю. Повторите биджакшару 16 раз. Это пурака. Задержите дыхание до тех пор, пока не повторите биджу 64 раза. Это кумбхака. Затем очень медленно выдыхайте через правую ноздрю, пока не повторите биджакшару 32 раза.
2. Пупок — обитель агни-таттвы. Медитируйте на агни-тат-тве. Вдохните через левую ноздрю, повторяя 16 раз агни-биджу (РАМ). Задержите дыхание до тех пор, пока не повторите биджу 64 раза. Затем очень медленно выдыхайте через правую ноздрю, пока не повторите букву биджи 32 раза.
3. Сосредоточьте взгляд на кончике носа. Вдохните через левую ноздрю, повторяя биджу ("ГХАМ) 16 раз. Задержите дыхание до тех пор, пока не повторите биджу ТХАМ 64 раза. Представьте себе, как нектар, вытекающий из Луны, растекается по всем сосудам вашего тела и очищает их. Затем очень медленно выдыхайте через правую ноздрю, пока не повторите притхиви - биджу (ЛАМ) 32 раза.
Практика описанных выше трех типов пранаямы в устойчивой позе отлично очищает нади.
Шивананда Свами
Читайте далее:
Предыдущая страница: