Буддийская астрология вводит нас в удивительный мир тибето-монгольской космологии, корни которой уходят в глубокую древность. Опыт предков не был забыт, а лишь дожидался своего часа.
Ближайшие соседи Монголии - Китай и Индия. Ясно, что основы эзотерических и философских учений пришли в Монголию оттуда. Однако за десятки веков своего существования на монгольской почве они трансформировались, приобрели новые черты, составив в конечном итоге самостоятельный комплекс. Наряду с узнаваемыми чертами астрологических школ Индии и Китая, Восточным Зодиаком и общепринятыми правилами хиромантии в трудах буддийских монахов Монголии мы находим и совершенно своеобразные толкования, уникальные методы, подробную разработку вопросов, оставляемых в других школах без внимания.
Буддийская астрология, не требуют сложных расчетов, и каждый сможет узнать о себе немножко больше, чем он знал до сих пор.
Пять элементов
Изучая влияние природных факторов на человека, жители стран Дальнего Востока нашли, что все живые и неживые существа на земле состоят из пяти основных элементов - дерева, огня, земли, металла, воды. О происхождении этих пяти элементов рассказывают следующую легенду:
Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник. Однажды охотился он на берегу озера да и подстрелил диковинного зверя. То была черепаха. Она упала, подстреленная, и перевернулась, лежит кверху брюхом. Подошел к ней охотник. Видит - в четырех лапах комки глины. Под передними лапами торчит обломок деревянной стрелы с железным наконечником, живот раздулся, как воздушный шар, изо рта жар пышет, из другого отверстия вода выливается.
Смотрел, смотрел охотник и решил, что земля, железо, дерево, вода и огонь (горячий воздух) - это и есть те пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная.
На панцире черепахи узоры - ровно 12 рисунков разных животных. Вот охотник и распределил пять элементов между этими животными. Так получился 60-летний календарный цикл.
Для жителей Китая и Монголии панцирь черепахи служил как бы естественной гадальной доской: даже книга «И Цзин», как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи.
В одной старинной сутре написано: «Небо и земля плоские, вся вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост - на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент «огонь» и соответствует годам Лошади и Змеи; запад - это «железо» или Петух и Обезьяна; север - «вода» или Свинья и Мышь; восток - «дерево» или Тигр и Заяц». Впрочем, подробнее об этом распределении круга животных по сторонам света мы поговорим в главе «Pоза ветров или восемь стихий».
Двенадцать животных, как бы помноженные на пять элементов, образуют шестидесятилетний временной цикл. Биоритмы человека, циклы планет, вселенной тесно взаимосвязаны, что учитывают в своих предсказаниях хироманты и астрологи.
По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, кости, мясо (мышцы), кожа, кровь. Скелет тоже состоит из пяти основных частей: череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки). Заметим далее, что на руках и ногах - по пять пальцев. Позвоночник также делится на пять отделов - шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный. Главных органов чувств - пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Человек выделяет пять жидкостей: слизь, слюну, пот, мочу, слезы. Он потребляет пять веществ окружающей среды: воздух, воду, минералы, мясо, растения.
Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться, на десятый - родится. Если человек заболевает, ему сопутствуют пять звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота. Кашель - признак деятельности легких, чихание - носа, икота - горла, зевота - нервов, отрыжка - желудка.
Интересно, что монголы называли возраст каждого животного, умножая характерный для него возраст зрелости на пять: лошадь - 6 х 5 = 30, собака 2 х 5 = 10, и т.д. В голосе человека имелось, по их мнению, пять тонов или звуковых оттенков, и не удивительно, что в монгольской музыке (как и в китайской, корейской, японской, бирманской) пять тонов, а не семь, как в Европе. Кроме того, в монгольском языке фактически пять гласных, хотя в алфавите их семь. Кстати, в английском, японском и китайском языках тоже по пяти гласных звуков.
Если европейские астрологи выделяют четыре темперамента, то буддисты, как правило, пять: 1. Холерик (импульсивный тип). 2. Сангвиник (эмоциональный, уравновешенный). 3. Флегматик (жесткий, твердый). 4. Меланхолик (тихий). 5. Промежуточный или спокойный. Эмоциональный характер соответствует первому дню недели, импульсивный - второму, промежуточный - третьему, меланхоличный - четвертому, флегматичный - пятому (они пользовались не семидневной неделей, а пятилетним циклом).
Главный принцип определения биоритмов человека отталкивается от цифры «пять»: в буддийской астрологии принято рассчитывать параметры и биоритмы человека по пяти планетам. С момента зачатия плода эмбрион уже вступает в единое биополе земли и через мать воспринимает внешнюю среду. Под воздействием этой среды он находится почти все девять месяцев внутриутробного развития.
Жители стран Дальнего Востока полагают, что когда человек рождается, ему уже исполняется год, который фактически состоит не из 365, а из 275 дней: через четыре с половиной месяца после зачатия (или через 135 дней) эмбрион оживает, начинает шевелиться, а через девять месяцев (275 дней) появляется на свет. Дальнейшее его развитие подчинено такому же ритму: на девятом месяце младенец начинает вставать, в десять месяцев - ходить. Таким образом, если при определении возраста учитывать не календарное летоисчисление, а девятимесячные циклы, то получается, например, что сорок лет равны пятидесяти годам, а пятьдесят лет - шестидесяти.
Но вернемся к пятидневному циклу, которому отдают предпочтение буддийские астрологи. Недаром буддисты называют нашу землю миром пяти чувств. Глаза человека - это зеркало Вселенной, уши предназначены для восприятия всех звуков, рот - для ощущения вкусов, нос - для обоняния запахов, кожа - для осязания материальных оболочек. Буддийские сутры учат человека воспринимать все «без излишеств, без недостатков, без ошибок». Только человек, живущий в гармонии с природой, будет счастлив, умен, долго проживет.
Пять элементов имеют мужские и женские варианты. Из них вырастают пять цветов: красный (огонь), желтый (земля), белый (железо), черный (вода), синий или зеленый (дерево).
Времена года принято делить на два основных, теплое и холодное: теплое - начиная от легкого тепла до сильной жары, холодное - от первых холодов до сильных морозов. Но каждое из них делится еще на пять периодов.
Пять элементов находятся между собой в разных взаимоотношениях. Одни отрицают друг друга, другие дополняют, третьи ограничивают, четвертые сливаются воедино. Под влиянием этого взаимодействия все в мире развивается, меняется, рождается и умирает. Но буддийская космология различает не один, а два ряда из пяти элементов.
1. Космологические элементы - земля, вода, огонь, воздух, дерево.
2. Элементы магии - дерево, огонь, земля, железо, вода.
В лингвистике и медицине, астрологии и астрономии используется, по преимуществу, первый ряд элементов, в магии и гаданиях - второй. Отношения между ними определяются словами: мать, сын, друг, враг. Именно в такой последовательности располагаются по кругу, по часовой стрелке элементы «дерево», «огонь», «земля», «железо», «вода».
1. Дерево: мать - вода, сын - огонь, друг - земля, враг - железо.
2. Огонь: мать - дерево, сын - земля, друг - железо, враг - вода.
3. Земля: мать - огонь, сын - железо, друг - вода, враг - дерево.
4. Железо: мать - земля, сын - вода, друг - дерево, враг - огонь.
5. Вода: мать - железо, сын - дерево, друг - огонь, враг - земля.
Если считать по часовой стрелке, то первым элементом будет «мать», следующим - «сын», затем через одного «друг». Если против часовой стрелки, то через одного будет «враг».
С пятью первоэлементами соотносят и двенадцать астрологических животных, каждое из которых находится в сродстве с одной из стихий: например, Тигр и Заяц считаются принадлежащими к элементу Дерева, и т.д. Это - собственная стихия (элемент) знака, не имеющая прямой связи с календарным чередованием знаков и элементов.
Кроме двенадцати знаков астрологических животных, таким же образом распределяются и семь планет, и дни недели. В результате получается, например, что железо (Венера, Обезьяна и Петух) - враг дерева (Юпитер, Тигр и Заяц), хотя дерево - друг железа; огонь (Марс, Лошадь и Змея) - враг железа (Венера, Обезьяна и Петух) и т.п.
Поскольку судьба человека тесно связана с годом его рождения, выходит, что родившемуся в год Тигра или Зайца надо опасаться планеты Венера и года Обезьяны; родившемуся в год Лошади - опасаться Меркурия, т.е. годов Свиньи и Мыши; родившемуся в год Быка, Дракона, Овцы, Собаки - опасаться Юпитера, т.е. годов Тигра и Зайца и т.п. Враждебный год наиболее опасен для жизни и здоровья, поэтому по-тибетски он называется «чиса», «смерть».
В сутре «Из молитв проясняется судьба» каждый год определяли и в зависимости от того, как соотносится сопровождающая его стихия (элемент) с его собственной. Например, год Обезьяны (железо) с элементом «дерево», т.е. год дерева и Обезьяны или, как иногда говорят, «год деревянной Обезьяны» (дерево для железа - друг) будет хорошим, а год Быка (земля) с тем же элементом - плохим (дерево - враг земле); с элементом огня год Собаки - хороший, Дракона - плохой, с элементом железа год Быка - хороший, Мыши - плохой.
Сочетаемость элементов в браке
Чтобы определить, насколько вы друг другу подходите, необходимо найти год рождения, свой и партнера, и элемент, ему соответствующий. Для этого обратитесь к таблице 5.
1. Оба «огонь» - повышенная склонность к несчастным случаям, один из партнеров может рано погибнуть.
2. Мужчина «огонь», женщина «железо»: прочный союз. Сын таких родителей счастлив и богат.
3. Мужчина «огонь», женщина «дерево»: неблагоприятное сочетание, возможно несчастье в семье.
4. Мужчина «огонь», женщина «земля»: прочный союз, долголетие.
Pодятся сыновья. В семье - удача и счастье.
5. Мужчина «огонь», женщина «вода»: совместная жизнь будет не слишком счастливой и скорее всего продлится недолго.
1. Если оба - «вода», возможно много детей, главным образом сыновей. Дети родятся слабыми, но потом обретут счастье.
2. Мужчина «вода», женщина «железо» - совместная жизнь будет долгой и счастливой.
3. Мужчина «вода», женщина «дерево»: удачный, прочный союз.
4. Мужчина «вода», женщина «земля»: союз возможен, он может быть даже благоприятным, но дети будут страдать и болеть.
5. Мужчина «вода», женщина «огонь»: постоянные конфликты в семье. Самый неудачный союз.
1. Оба «железо» - не очень хорошее сочетание. Слабое потомство. Но материальный достаток обеспечен.
2. Мужчина «железо», женщина «дерево»: неудачный союз, особенно отражающийся на детях, судьба которых обычно складывается неблагоприятно.
3. Мужчина «железо», женщина «земля»: хороший союз. Удача и счастье, здоровое и нередко богатое потомство.
4. Мужчина «железо», женщина «огонь»: союз в целом благоприятен, но здоровье у всех членов семьи будет слабым.
5. Мужчина «железо», женщина «вода»: долгая совместная жизнь, крепкое потомство. Особенно хорошо, если первый ребенок - мальчик.
1. Оба «дерево» - хороший союз, но детей не будет или ребенок всего один.
2. Мужчина «дерево», женщина «земля»: детей много, но для счастья первым ребенком должен быть мальчик. Если первой родится девочка, прогноз неблагоприятен.
3. Мужчина «дерево», женщина «вода» - хороший, прочный союз.
4. Мужчина «дерево», женщина «железо»: неудачный союз. Если дети и будут, то только дочери.
5. Мужчина «дерево», женщина «огонь»: несчастный союз.
1. Оба «земля» - хорошо, союз удачен.
2. Мужчина «земля», женщина «огонь» - тоже хороший союз.
3. Мужчина «земля», женщина «железо» - союз в целом неплохой, но может плохо отразиться на здоровье потомства.
4. Мужчина «земля», женщина «вода» - счастливый союз, хотя ребенок будет всего один или детей не будет вовсе.
5. Мужчина «земля», женщина «дерево» - хороший союз, но потомство будет болезненным.
Роза ветров или Восемь стихий
В буддийской астрологии применяется также понятие «Восьми стихий» (элементов). Тибетцы и монголы, выбирая пастбища или отправляясь на охоту, внимательно следили за ветром. Эти наблюдения, выраставшие из близкого общения с природой, и стали основой учения о Восьми стихиях.
Система «Восьми стихий» основана на представлении о восьми сторонах света - четырех основных и четырех дополнительных, каждой из которых соответствует один из восьми элементов: север - вода, юг - огонь, запад - железо, восток - дерево, юго-запад - земля, северо-запад - пустота («огторгуй»), северо-восток - гора, юго-восток - ветер. Если расположить двенадцать животных календарного цикла по часовой стрелке, то получится, что каждый год тоже имеет свою стихию:
Свинья и Мышь - вода, Тигр и Заяц - дерево, Змея и Лошадь - огонь, Обезьяна и Петух - железо, Бык - гора, Дракон - ветер, Овца - земля, Собака - пустота.
Pаньше жители Дальнего Востока, как правило, знали свою стихию (то есть ту стихию, которая соответствовала их году рождения) и пытались предохранить себя от неприятностей в неблагоприятный для них день, месяц, год. Считалось, что удача или неудача в любых делах, будь то охота или перекочевка, сбор новой юрты, стрижка овец, строительство колодца или дойка скота, повторяются каждые восемь лет и восемь суток. Цифра «8» воспринималась как одна из важнейших единиц жизненного ритма. Понятие Восьми стихий связано с теорией пяти элементов, двенадцатилетним календарным циклом и так называемыми девятью цветовыми знаками, о которых ниже.
Проверьте себя:
а) если считать возраст мужчины по часовой стрелке от знака «огонь», то на знак «земли» попадает возраст 10, 50, 90 лет, на «пустоту» - 20, 60, 100, на «гору» - 30, 70, на «ветер» - 40, 80;
б) если считать возраст женщины против часовой стрелки, начиная с «воды», то на «пустоту» выпадет возраст 10, 50, 90, на «землю» - 20, 60, 100, на «ветер» - 30, 70, на «гору» - 40 и 80.
Точно так же стихию нужного года можно определять и по пальцам руки, как показано на рис. 3.
ля этого достаточно лишь запомнить расположение цифр центрального квадрата на фалангах пальцев:
9 - огонь, юг
1 - вода, север
7 - металл, запад
3 - дерево, восток
2 - земля, юго-запад
6 - пустота, северо-запад
8 - гора, северо-восток
4 - ветер, юго-восток
Каждой из восьми стихий соответствует одно из направлений «розы ветров», связываемое с теми или иными предсказаниями, благоприятными или дурными. Благоприятными считались направления, именуемые «жизнь», «здоровье», «удача» и «счастье», неблагоприятными - «зло», «болезни», «ведьма» и «демон» (дьявол). Каждый год предсказания для этих направлений меняются, как показано в малых квадратах в таб. 4.
Так, в год, когда главенствует стихия огня, болезни угрожают человеку с севера, жить ему лучше на востоке, удача ждет его на юго-востоке, счастье - на юге, зло подстерегает на северо-востоке, для здоровья полезен юго-запад, на западе его ожидает демон (дьявол), на северо-западе - ведьма.
Вода: счастье - на севере, удача - на востоке, жизнь - на юго-востоке, болезни - на юге, ведьма - на юго-западе, зло - на западе, болезни - на северо-западе, дьявол - на северо-востоке.
Железо: болезни - юго-восток, удача - юго-запад, счастье - запад, жизнь - северо-запад, зло - север, ведьма - восток, здоровье - юго-восток, дьявол - юг.
Дерево: болезни - на юго-востоке, жизнь - на юге, удача - на севере, счастье - на востоке, зло - на юго-западе, ведьма - на западе, дьявол - на северо-западе, здоровье - на северо-востоке.
Земля: жизнь - на северо-востоке, болезни - на северо-западе, удача - на западе, счастье - на юго-западе, зло - на востоке, дьявол - на юго-востоке, здоровье - на юге, ведьма - на севере.
Пустота: болезни - на юго-западе, жизнь - на западе, счастье - на северо-западе, удача - на северо-вовтоке, здоровье - на севере, дьявол - на востоке, ведьма - на юге, зло - на юго-востоке.
Гора: жизнь - на юго-западе, болезни - на западе, удача - на северо-западе, счастье - на северо-востоке, ведьма - на юго-востоке, зло - на юге, дьявол - на севере, здоровье - на востоке.
Ветер: жизнь - на севере, болезни - на востоке, счастье - на юго-востоке, удача - на юге, дьявол - на юго-западе, здоровье - на западе, зло - на северо-западе, ведьма - на северо-востоке.
Поэтому в старину монголы, желая, чтобы наступающий год был благополучным, в первый день Нового года (утром, на рассвете) выходили из дома и шли в направлении «удачи», а потом, сделав крюк, возвращались домой со стороны «счастья».
|